Энциклопедия
Клевер Юлий Юльевич
(1850-1924) – знаменитый русский художник

Клевер Юлий Юльевич (1850-1924) – знаменитый русский художник, мастер живописного пейзажа, профессор, педагог, творчество которого заняло одну из ярких страниц в истории русского искусства.

                                                                                  Julius_Sergius_von_Klever.jpg

Клевер был приверженцем реалистических традиций, но его живопись всегда была за гранью любой художественной школы, его творческая манера оставалось индивидуальной и неповторимой. Последователи и ученики Клевера бесконечно копировали произведения своего великого гения, но не всем удавалось проникнуться философской концепцией автора. 

Ю. Ю. Клевер родился в 1850 году в Дерпте в Эстонии в семье ученого химика, преподавателя Дерптского института, занимавшегося вопросами биологии и изучения животного мира. Рисовать Юлий начал с детства, и его талант остался незамеченным родителями, которые отдали его на обучение к Карлу Кюгельхену, яркому представителю европейской реалистической живописи. В 1860-х годах юноша постигал законы мастерства, копируя произведения немецких мастеров. Успехи юного художника радовали не только педагога и родителей, его яркому таланту необходимо было развитие. Свое художественное образование Клевер продолжил в ИАХ, куда он был принят в 1867 году в архитектурные классы как вольнослушатель, а на следующий год был переведен в пейзажный класс к С.М. Воробьеву, а затем М.К. Клодту. Академическое обучение было связано с освоением традиций итальянской школы живописи, а юный Клевер был живописцем от природы и стремился писать с натуры. Внутренние противоречия и разочарования в системе образования все больше тяготило художника. Педагоги не оценили смелых экспериментов своего талантливого ученика и он покинул стены Академии и даже не смотря на то, что он получил за этюды с натуры малую и большую серебряные медали. Развивать свой талант Ю. Клевер решил самостоятельно, полностью посвятив себя изучению натуры. Он много и плодотворно работал на пленере, ловил моменты переменчивой натуры. 

Первый успех пришел к Клеверу в 1871 году, когда его картина "Заброшенное кладбище зимой" имела большой успех на выставке Общества поощрения художеств. Работа была высоко оценена и приобретена графом П. Строгановым. Настроение щемящей тоски, так откровенно и выразительно прозвучавшее в пейзаже, было прочувствовано художником и красноречиво выражено в живописи. Психологическая глубина сюжета достигает здесь высшей эмоциональной точки. На следующий год Клевер выставил еще несколько картин, написанных с натуры, и одна из них - «Закат» была куплена княгиней Марией Николаевной. Тема пейзажей с закатами, напряженными по своей цветовой гамме, станет самой популярной в творчестве художника. 

Клевер всегда занимал независимую и довольно активную жизненную позицию в художественной жизни северной столицы. Он не стал академистом, не примкнул к передвижникам, а занял свое место среди членов-учредителей Общества выставок художественных произведений. К своим двадцати четырем годам он сформировался как яркая творческая личность и позволил себе персональную выставку все в том же ОПХ. На такой смелый шаг осмеливались только маститые и признанные живописцы того времени. Успех выставки был грандиозным, а за ним последовали и другие победы. Это прежде всего - премии ОПХ за картины «Запущенный парк» (1875) и «Первый снег» (1876).

Через два года после первой персональной выставки Клевер отважился на вторую персональную выставку, где показал более сорока новых работ. Здесь были цельные по замыслу картины и множество натурных этюдов. Талант художника был очевиден, но больше всех поражала удивительная работоспособность Клевера, его упорство в постижении натуры. Одно то, что одна из картин была куплена императором Александром II , говорило об общем признании живописца. За это произведение с березовым лесом, купленное царем, Ю. Ю. Клевер получил звание классного художника первой степени.

Слава и творческий успех художника не отлучали его от постоянной работы над собой, от поиска собственного индивидуального стиля, который продолжился и после получения звания академика в 1878 году. Одной из этапных работ стала картина «Старый парк» с видом ступенек, сбегающих с террасы, заросшей кустарником. Зрителя поражает пронзительная тишина, которая нарастает в работе, отрешенность от мира и полное погружение в собственные переживания. Картина была сильна не только эмоциональным подтекстом, но и очень убедительна по живописи. Клевер возил ее на выставку в Париж, и делал с нее несколько авторских копий. Успех Клевера достиг своего апогея в 1880-х годах, когда его творческая манера окончательно сформировалась, он стал признанным мастером живописи, приняв от Академии звание профессора за картину «Лесная глушь» (1880). Картина передает надломленное состояние человеческой души, безнадежность, одиночество, которое передает выразительный пейзаж с корявыми и кучковатыми стволами деревьев. 

Клевер получил от Академии творческую мастерскую, где были созданы самые знаменитые произведения художника, а из ее стен вышло немало талантливых живописцев. Зимние пейзажи Клевера поражают мощью и пластической выразительностью, свободой кисти, безупречно лепящей формы. Рыхлый снег, фактурные ветви сосен и елей в лучах заходящего солнца производят настоящий трепет и передают великолепную живописную фактуру, сложную и богатую одновременно. Он использовал декоративные эффекты для большей выразительности картины. Сюжеты его картин нередко повторяются, есть и любимые мотивы, в которых он проявляет себя как большой мастер композиции.

Сказочные и одухотворенные образы рождают его картины: «Лесной царь», «Красная шапочка», «Лес призраков». В этих работах проявляются романтические тенденции, и черты символизма. В 1890-е годы Ю. Клевер по-прежнему много и плодотворно работал и жил, как говориться, «на широкую ногу», ни в чем себе не отказывал. Современники говорили, что когда Клевер сильно нуждался в деньгах, он мог за день создать одно цельное произведение.

На самой вершине популярности,  всеобщего признания и творческой зрелости судьба подготовила ему жизненное испытание, которое как гром среди ясного неба полазило Клевера так, что он даже не мог работать. По чистой случайности его привлекли к судебным разбирательствам по одному карточному делу, связанным с финансовым долгом его знакомого. Участие в судебных разбирательствах , повлияло на творческое вдохновение Клевера, на состояние его ранимой души. 

Покинуть Россию – было крайней мерой. Клевер около семи лет прожил в Германии и вернулся на родину только в 1915 году. Он сразу устроил выставку работ в Москве, таким образом решил еще раз напомнить о себе. Выставка как всегда была очень успешной. Зритель увидел много новых и разных работ художника. Его талант приобрел еще большую силу, он по-прежнему много и плодотворно работал. В его мастерской трудилось много живописцев, последователей и учеников.

Произведения Ю. Клевера отличаются выразительными цветовыми эффектами и богатой живописной фактурой. Его пейзажи с просеками в дремучем лесу и тлеющими закатами стали самым ярким и узнаваемым мотивом в творчестве. Последователей клеверовского стиля и его учеников много. Художественная манера Клевера отличается новаторскими идеями, и неразрывной связью с традициями русской живописи. Произведения Ю. Ю. Клевера находятся во многих музейных и частных собраниях в России и за рубежом.