Реставрация антикварной мебели
01.10.2020

Этапы реставрации старинной мебели, используемые материалы, применяемые технологии


Старинная мебель, пережившая войны, революции, а часто и крайне небрежное отношение людей, является живым воплощением эстетических идеалов прошлых лет и стоит того, чтобы сохранять ее для будущих поколений. Если такой предмет приходит в негодность, его не выбрасывают, а отправляют на реставрацию.

В этой статье мы расскажем, как правильно отреставрировать антикварную мебель, что для этого нужно знать и уметь, какими инструментами и материалами пользоваться, можно ли это сделать самостоятельно или лучше обратиться к специалистам.


                                                                     gbku4tzpe1nq4fjnh42sol9fg2bilgf7.jpg


Даже в таком плачевном состоянии эти антикварные кресла полны изящества и неповторимого очарования

Что такое реставрация мебели и какой она бывает

Реставрация антикварной мебели – трудоемкий и кропотливый процесс, главная задача которого заключается в восстановлении предмета с сохранением его первоначального вида. Она требует не только специальных навыков, но и огромного терпения. Порой, чтобы вернуть к жизни старинное изделие, его приходится полностью разобрать, привести в порядок каждый отдельный элемент, а затем снова собрать.

В зависимости от целей восстановления реставрация бывает музейная и коммерческая.

  • При музейной реставрации перед мастером стоит задача сохранить текущее состояние предмета: поскольку мебель музейных собраний не будут эксплуатировать, вмешательства в конструкцию нежелательны и сводятся к минимуму.
  • Коммерческая реставрация предполагает, что после восстановления мебель будут использовать по назначению, поэтому важно вернуть не только ее внешний вид, но функциональность.

Не всегда реставрация требует разборки изделия. Иногда достаточно восстановить только поврежденную деталь, обновить декоративное покрытие или поменять обивку.

Этапы реставрационных работ

Подготовка к реставрации

Существуют определенные требования к помещению, где будут проходить реставрационные работы. В нем должна быть постоянная температура в диапазоне 18–24 °С и влажность воздуха не выше 75 %. Перед началом работ мебель рекомендуют выдержать в помещении 3–4 дня.

Перед разборкой важно проанализировать конструкцию предмета, посмотреть, как мастер подгонял детали, формировал узлы сопряжений, чем крепил, каким инструментом работал. Если понять принцип сборки, разбирать изделие будет гораздо легче.

Для работы с антикварной мебелью понадобится большой спектр инструментов, причем как электрических, так и ручных. Профессиональные реставраторы часто собирают старинные инструменты или делают их копии, чтобы приблизиться к тем условиям, в которых работали старые мастера-краснодеревщики.


Так выглядит рабочее место реставратора, работающего с антикварной мебелью

Разборка

Разбирать мебель начинают с отделения накладных декоративных элементов, замков, снятия обивки. Если обивка ценная, например, гобелен ручной работы, оригинальная вышивка, ее сдают в химчистку и пытаются сохранить. Наполнитель (конский волос, растительное волокно), ремни чаще всего меняют, пружины ремонтируют.

Далее переходят к разборке предмета на отдельные элементы. Перед этим все сложные узлы рекомендуют сфотографировать, особенно если есть несколько похожих соединений. Все мелкие детали нумеруют, чтобы не перепутать при сборке. Если какой-то кусочек откололся, его тут же фиксируют скотчем, чтобы не потерялся.

Антикварная мебель чаще всего собрана на шипы, которые от времени рассыхаются, расшатываются, и в местах соединения появляются щели. Чтобы разобрать такой узел, сначала нужно размягчить старый столярный клей. Это делают с помощью спирта, который заливают в щели. Выждав время, детали аккуратно разъединяют.

Соединения на гвоздях разбирают с помощью плоскогубцев и длинногубцев, стараясь не повредить древесину. Обойные гвоздики вынимают, ухватив за стержень и потянув от себя.


Так выглядит антикварное кресло в разобранном виде

Очистка и смывка лакокрасочного покрытия

От пыли изделие очищают с помощью мягкой щетки и влажной салфетки. Въевшуюся грязь убирают жидким моющим средством для посуды.

Далее удаляют старое лакокрасочное покрытие. Для этого используют специальные смывки, которые растворяют и размягчают лак. Смывку обильно наносят на поверхность, а когда лак разбухнет, аккуратно снимают его шпателем, нетканым абразивом, щеткой. Работать нужно аккуратно, чтобы не оставить следов и засечек на древесине.

Когда лак и тонировка сойдут, начнут проявляться все дефекты дерева. Теперь можно переходить к следующему этапу реставрации.


Старое покрытие смывают до натуральной древесины

Ремонт поврежденных частей и укрепление древесины

Рассмотрим, какие дефекты древесины бывают и как их можно устранить.

  • Следы от гвоздей, трещины, сколы в местах сборки и обивки заполняют кусочками дерева, спичками, посаженными на клей и/или шпатлевкой из древесной пыли и влагостойкого клея ПВА Д4. Этот состав хорошо укрепляет древесину.
  • Трещины и выбоины можно также залить реставрационным воском, но он не армирует материал, а лишь маскирует дефект, поэтому такой способ чаще используют на лицевой части предмета.
  • Отколовшиеся детали восполняют заделкой из массива той же породы. Ее вырезают точно по размеру, сажают на клей, а после высыхания оставшиеся трещинки заполняют пылью красного дерева и аккуратно заливают молекулярным клеем. Этот же способ подойдет для заделки трещин и выбоин на шпоне.
  • Следы насекомых и сгнившие части удаляют стамеской, древесину пропитывают биоцидным составом и восстанавливают с помощью жидкого дерева.
  • Для восстановления утраченного шпона рекомендуют использовать старый материал (в реставрационных мастерских обычно такие запасы есть). Если старого шпона нет, подбирают новый, максимально похожий по рисунку, текстуре, плотности и толщине. Тонкий шпон можно наклеить в два слоя.

Восстановленные участки циклюют и проходятся по ним абразивной шкуркой с мелким зерном.


Пример повреждения древесины и шпона на антикварном столе
Мелкие дефекты, точки, пятнышки на антикварной мебели можно и нужно оставлять. Не стремитесь доводить все детали до идеального состояния, иначе предмет потеряет свой шарм и будет выглядеть как новодельный. Работая со старинными предметами, важно стремиться к сохранению их аутентичности.

Сборка предмета

Когда все детали отремонтированы, предмет собирают. Сначала делают это без клея, чтобы подогнать соединения и вывести геометрию. Если старые шипы и шканты сохранились, используют для сборки их. Сломанный крепеж заменяют новым.

Следующий шаг – сборка на клей. В музейной реставрации для этих целей используют только деревянный крепеж и столярный клей, в коммерческой допустимо пользоваться современными материалами, например клеем ПВА Д4, черными металлическими саморезами по дереву. После склейки все соединения закрепляют с помощью струбцин и оставляют в таком виде минимум на сутки.

Собранное и высохшее изделие еще раз осматривают, зачищают, шлифуют и готовят к финишной отделке.


Сборка стула после восстановления деталей

Тонировка, лакирование, вощение, полировка поверхностей

Финишная обработка поверхности зависит от первоначальной отделки и того, что хотят получить на выходе. Иногда, чтобы скрыть дефекты, дерево тонируют в более темные тона. В коммерческой реставрации вместо шеллачной политуры обычно применяют современные лаки.

Перед нанесением финишного покрытия поверхность тщательно очищают от пыли, обезжиривают скипидаром, иногда грунтуют. Для отделки используют следующие материалы:

  • шеллачную политуру – особый лак с консистенцией воды, который наносят в 40–60 слоев; красиво подчеркивает древесную текстуру и глубину цвета;
  • нитроцеллюлозный лак – наносят с помощью распылителя с большой скоростью; поверхность получается идеально гладкая, блестящая;
  • пентафталевый лак – бывает бесцветный и пигментированный; при нанесении кисточкой получается глянцевая поверхность, тампоном – матовая;
  • восковую мастику – из нее делают шарик и катают по реставрируемой поверхности, затем втирают воск в дерево мягкой тканью и полируют;
  • краску – поверхность сначала обрабатывают скипидаром, грунтуют, затем наносят красочный слой.

Антикварный стол, подготовленный к лакировке

Восстановление и монтаж декоративных элементов, обивка

В антикварной мебели в качестве декоративных украшений часто используют бронзовые и позолоченные накладки. Перед разборкой их снимают, моют в теплой воде с мылом, восстанавливают патину. После сборки и отделки украшения возвращают на место.

На диванах, стульях, креслах в последнюю очередь восстанавливают мягкую обивку. Этим занимаются специальные мастера-обойщики.


Восстановление наполнителя и обивки антикварного стула

Если вы обладаете нужными знаниями и умеете работать с древесиной, тканями, антикварную мебель можно отреставрировать самостоятельно. Но если нужных навыков нет, лучше обратиться к специалисту. Старинные предметы мебели слишком ценные и хрупкие, и не хотелось бы их испортить неумелым вмешательством.



Что нужно для оценки мебели на сайте онлайн-галереи «АртЛот 24»?

Если вы хотите продать старинную мебель на сайте онлайн-галереи антиквариата «АртЛот 24», ее предварительную оценку можно получить, отправив на электронную почту info@artlot24.ru письмо с описанием предмета, его габаритов, а также несколько фотографий, демонстрирующих вещь с разных сторон. Отдельно сфотографируйте повреждения, а также бирку (клеймо) изготовителя.

Наш эксперт даст предварительное заключение в течение нескольких дней. Определиться со стоимостью можно будет после визуальной атрибуции предмета в выставочном зале галереи, расположенном в Санкт-Петербурге, на Моховой, 32. При необходимости к оценке предметов мебели привлекаются музейные сотрудники, реставраторы и мастера-краснодеревщики.

Выставочный зал: Санкт-Петербург, Моховая, дом 32.

Тел. в Санкт-Петербурге: +7 (812) 719-77-10
Тел. в Москве: +7 (495) 432-0-234