Энциклопедия
Мясоедов Григорий Григорьевич
(1834-1911) – исторический живописец

Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911) – исторический живописец, жанрист, яркий представитель реалистической школы живописи, основатель Товарищества передвижных художественных выставок, выпускник Академии художеств, ученик Т. Неффа и А. Маркова. Г. Г. Мясоедов вышел из поколения шестядисятников, художников середины 19 века, поднявших искусство бытового жанра в России на самый высокий уровень мастерства и идейной мысли. 

Мясоедов Григорий Григорьевич

Г. Мясоедов родился в дворянской семье, в Орловской губернии. Рисовал с детства. Его способности заметил учитель рисования орловской гимназии А. Волков и помог своему талантливому ученику освоить профессиональные навыки рисунка и живописи. Г. Мясоедов был настолько увлечен занятиями живописи, что в 1853 году решил поступать в АХ. Преподавательский состав Академии тогда был очень сильным и требовательным к своим ученикам.


Мясоедов учился в мастерских Т. Неффа и А. Маркова, и видел себя в будущем историческим живописцем. Свою первую малую золотую медаль он получил за картину «Поздравление молодых» (1861). Картина написана в традициях реалистической живописи П. А. Федотова и В. Г. Перова, и по своему образному и художественному решению отражает дух времени. Перед нами семья помещика в торжественный момент помолвки любимой дочери. Художник мастерски выстраивает здесь многофигурную сцену, захватывая наше внимание, как в театре. Он намерено разворачивает композицию таким образом, что бы ни один из персонажей не ускользнул от внимания зрителя. На первом плане, в белом платье - невеста, с грациозно опущенной вниз головой. Ее изящная фигура не только выделена цветом, но и освещена светом, льющимся из окна. Вокруг нее родители и гости, охваченные свадебным волнением не на миг не прекращающие свои разговоры. В комнате царит оживление, в двери заходят все новые и новые гости, желающие поздравить молодых.


Внимание зрителя переключается от образа невесты к жениху, которого так душевно целует молодая крестьянка в ярких одеждах. Ее красная рубаха находиться в противоречивом контрасте со светлым платьем невесты. Зачем художнику это противопоставление невинности и тревоги? Этот акцент Г. Мясоедов сделал намеренно, что бы раскрыть интересный жизненный сюжет, в котором любовь студента и дворовой девушки закончилась выгодной женитьбой юноши на богатой невесте.


В следующем году Г. Мясоедов получил большую золотую медаль, за картину «Бегство Григория Отрепьева». Небольшая по размеру картина захватывает динамикой происходящего. Художник усиливает драматизм происходящего напряженной игрой светотеневых контрастов. Одним из самых знаменитых произведений Г. Мясоедова стала картина «Земство обедает», в котором художник рассказал о будничном эпизоде из жизни крестьян. Его волновали проблемы социального неравенства, справедливости проведенных в России земских реформ. Выразительность созданных художником образов, была настолько сильна, что эта картина заняла важное место не только в творчестве Мясоедова, но и стала ярким образцом русской реалистической живописи 1870-х годов.


Тема крестьянского быта была ключевой в творчестве Мясоедова. Художник стремился показать жизнь деревни во всей ее полноте, подчеркивая величие русского духа и внутреннего благородства сельских тружеников. Мясоедов путешествовал по деревням России, знакомился с жизнью и бытом простых людей, писал множество этюдов с натуры. Торжественным настроением пронизана картина «Косцы», как гимн прославляющая крестьянский труд.


Художник поэтизировал крестьянский подвиг, представив зрителю настоящих русских богатырей. Великолепен и сам пейзаж, с золотыми спелыми колосьями пшеницы и полевым разнотравьем, на фоне которого происходит действие. У картины множество художественных достоинств, подчеркивающих мастерство кисти Г. Мясоедова. Он блестяще передал атмосферу жаркого летнего дня, построил перспективу уходящего под горизонт поля, детально проработал первый план картины. Размеры картины подчеркивают монументальный характер произведения, усиленный эпическим значением замысла.


С 1880- годов в творчестве Мясоедова наступает новый этап, когда он почти полностью отказывается от критического реализма, пишет пейзажи и портреты. Картина «Дорога во ржи» с одинокой фигуркой крестьянина, бредущего по узкой тропинке через поле полна философских размышлений художника, а быть может и детских воспоминаний. Пейзажи Г. Мясоедова отличаются цельностью композиции и насыщенным колоритом, передают его настроение.
{advt}


Среди портретов, написанных художником, особенно выделяются «Портрет И. И. Шишкина» и «Портрет скрипача В. Г. Вальтера», великолепно передающие характер моделей. Особенно удавались художнику крестьянские образы, которые он писал как этюды для больших картин. Большая часть из них даже в карандашном наброске представляют собой цельные по композиции, высокохудожественные и законченные произведения. Картины Г. Мясоедова представляют большую коллекционную ценность, хранятся во многих музеях и частных собраниях.