Германия, Мюнхен, конец XIX – начало ХХ века
Автор: немецкий художник-анималист Йозеф Шмитцбергер (Josef Schmitzberger (1851–1936)
Холст, масло, в левом нижнем углу подпись: «J. Schmitzberger. München»;
Размеры: 75,5 х 103 см, в раме 90 х 118 см
Сопровождается заключением НИНЦЭ им. А. Бенуа.
Состояние: В хорошей сохранности, оформлена в раму
Местоположение:
Санкт-Петербург, галерея Артлот
Автор / производитель:
Josef Schmitzberger (1851 - 1936)
Для получения подробной информации или оформления доставки звоните:
Москва: +7 (925) 963-62-21
Санкт-Петербург: +7 (800) 2005-145
На рубеже XIX–XX веков анималистика в европейском искусстве получила новый виток развития. Этот период характеризуется повышенным вниманием к реализму. Одним из самых ярких представителей анимализма был Йозеф Шмитцбергер – баварский живописец и выпускник Королевской академии художеств в Мюнхене, специализировавшийся на изображении домашних животных и сцен охоты. . Благодаря своему мастерству и таланту Шмитцбергер получил широкую известность по всей Европе и регулярно демонстрировал свои работы на выставках в Мюнхене, Дрездене и Вене, выполнил росписи королевского дворца Херренкимзе. Картины Шмитцбергера хранятся в музеях Мюнхена (Новая Пинакотека, городской музей), Бруклина, а также частных собраниях.
В центре композиции — трое котят, увлеченно охотящихся на кузнечика под ласковым и бдительным взглядом своей матери-кошки. Их движения переданы с такой точностью и живостью, что кажется, ещё немного — и маленькие хищники сорвутся с места. В их глазах — азарт и удивление, в позах — детская неуклюжесть, за которой угадывается врождённый инстинкт. На заднем плане композиции — вторая взрослая кошка, вглядывающаяся в четвёртого котёнка, сидящего отдельно от остальных. Этот малыш не принимает участия в охоте, он замер в стороне, будто задумавшись о чём-то своём. Эта маленькая деталь придаёт сцене глубину и оттенок тихой грусти, напоминая о разнообразии характеров, даже среди самых юных созданий.
Живопись исполнена в зрелой манере Шмитцбергера: пастозность и плотные фактурные мазки создают живую, осязаемую текстуру. Цветовая гамма построена на сближенных, мягких тонах — охре, тёплых серых и коричневых, — что придаёт всей сцене атмосферу уюта и покоя. Свет льётся мягко, почти приглушённо, акцентируя пушистость шерсти, едва уловимые блики на глазах, влажность носиков. Особое внимание уделено фону — он не перегружен деталями, но создаёт необходимую глубину и воздушную перспективу, в которой растворяется дальняя фигура.
На обороте холста сохранился трафаретный знак мюнхенской фабрики художественных принадлежностей А. Шутцмана — такой же встречается на оригинальных работах немецкой школы второй половины XIX века. Подрамник несёт музейную наклейку, указывающую на то, что полотно ранее находилось в собрании Мемориального музея Майкла де Янга в Сан-Франциско.
Картина Йозефа Шмитцбергера «Котята» представляет высокую коллекционную и антикварную ценность.