Коллекция Павла Деларова
10.03.2022

Коллекционер и самобытный арт-критик своего времени Павел Деларов известен нам по своей невероятной коллекции живопись европейских и русских мастеров, а также благодаря разнообразному собранию предметов декоративно-прикладного искусства.


И.Е.Репин. Портрет П.В. Деларова с женой и дочерью. 1906 г., Архангельский музей изобразительных искусств.jpg

И.Е. Репин. Портрет П.В. Деларова с женой и дочерью. 1906 г. Архангельский музей изобразительных искусств

Павел Викторович Деларов (1851-1913) был очень заметной и неординарной персоной. Занимая не очень большую должность главного юрисконсульта Отдела по отчуждению имуществ при Министерстве путей сообщения и обладая достаточно скромным доходом, он сумел собрать роскошную коллекцию западноевропейской и русской живописи. В список работ, которыми он владел, входили Рембрандт, Брейгель Младший, Фрагонар, Монтанья, Буше, Вуэ, Брюллов, Венецианов, Кипренкий и др.

29EZiWZKSkE.jpg

А.Г. Венецианов. Купальщица (Причесывание). 1830 г. ГРМ.

Большая часть коллекции Деларова при жизни хранилась на его даче в Павловске, за исключением тех работ, которые «не проходили в маленькие двери его павловской усадьбы». Петербургская квартира семьи Деларовых находилась на набережной реки Фонтанки № 98 и также была заставлена всевозможными антиками и увешана живописными работами разного толка.

П.Брейгель Младший. Нападение разбойников на крестьян. ГЭ.jpg

П. Брейгель Младший. Нападение разбойников на крестьян. ГЭ

 При жизни Павел Викторович периодически писал критические статьи о его любимом художнике – Рембрандте, а также о других работах художников, представленных в его коллекции Каким бы скверным характером ни обладал Деларов, в искусствоведческой среде его считали большим знатоком и часто обращались к нему за советом, консультацией и атрибуцией. Благодаря его способностям собирателя, такие известные музей как Государственный Эрмитаж и Русский музей благодаря дарению или выкупу за небольшие деньги получили от него немало значимых художественных произведений.

И.А.Акимов. Геркулес на распутье. 1801 г. ГРМ.jpg

И.А.Акимов. Геркулес на распутье. 1801 г. ГРМ

Жизнь Деларова прервалась в самом зените его собирательной деятельности из-за случая бесцеремонной кражи около 100 произведений из его коллекции, хранящихся в Петербургской квартире. Разбирательства и долгие изыскания не прошли даром для здоровья Павла Викторовича и 20 февраля 1913 года он скончался, оставив после себя великолепное художественное наследие.

К.П.Брюллов. Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом. ГТГ.jpg

К.П.Брюллов. Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом. ГТГ

Это была не последняя кража его имущества, почти сразу после смерти коллекционера, из все той же квартиры было украдено предметов больше чем на 50 000 рублей. По горячим следам грабители были раскрыты и наказаны, но это повлияло на решение вдовы Деларова, которая, дабы избавиться от тяжкого груза ответственности за коллекцию, решилась ее продать. Для оценки и дальнейшей продажи она пригласила французских специалистов, которые, быстро оценив масштабы выручки, увезли лучшие работы коллекции в Париж для дальнейшей продажи в части коллекции в галерее Пти и в залах отеля Дрюо.

6sM3SC5B6jc.jpg

Титульный лист аукционного каталога картин из собрания П.В. Деларова. Галере Ж.Пти. Париж, 1914 г.

Но все сложилось не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Часть коллекции, оставшаяся в Петербурге, была продана на торгах в 1914 и 1915 гг. Хотя торги имели громкую рекламу и вызывали всеобщий интерес, из-за скандала между экспертами, оценивающими работы, и владельцем галереи на Казанской улице, в залах которой проходили торги, подлинность работ была поставлена под вопрос, что отразилось на стоимости предметов. Выручка была ничтожно мала, а некоторые работы пришлось выкупать самим галеристам и дожидаться лучших предложений.

1Ikx6xKvgaM.jpg

Б.Монтанья. Благославляющий Христос. Аукционный каталог галереи Ж.Пти. Париж, 1914 г.

Торги в Париже тоже прошли без особого успеха, и большая часть предметов по истечению времени вернулась в Петербург.

Истинный успех в торгах коллекция приобрела лишь в 1916 году, когда прошлые скандалы и неурядицы забылись и публика вспомнила о великом коллекционере и его наследии.

-k-9VEiUSFw.jpg

Объявление об аукционе коллекции Деларова в Петрограде. "Петроградская газета", 24 февраля 1916 г.

Большой проблемой для современных исследователей является атрибуция художественных произведений из коллекции Деларова. Сложность заключается в том, что Павел Викторович не только не составил каталог собрания, но даже не делал каких-либо описей предметов. Единственным подтверждением того, что работа принадлежала Деларову, были владельческие печати и упоминания работ в каталогах выставок, куда он при жизни отправлял свои предметы. Возможно, что наследие Деларова до сих пор хранится на стенах у кого-то из отечественных антикваров и собирателей, а они даже не догадываются о таком серьезном повороте судьбы своих работ.

R80rFrMxzvs.jpg

Владельческая печать П.В. Деларова

 

Что нужно для оценки живописи на сайте онлайн-галереи «АртЛот 24»?

Если вы хотите продать живопись в онлайн-галерее антиквариата «АртЛот 24», ее предварительную оценку можно получить, отправив на электронную почту info@artlot24.ru письмо с описанием предмета, его габаритов, а также несколько фотографий, демонстрирующих вещь с разных сторон. Отдельно сфотографируйте повреждения, а также подпись автора.

Наш эксперт даст предварительное заключение в течение нескольких дней. Определиться со стоимостью можно будет после визуальной атрибуции предмета в выставочном зале галереи, расположенном в Санкт-Петербурге, на Моховой, 32. При необходимости к оценке предметов живописи привлекаются музейные сотрудники, реставраторы и эксперты.

Выставочный зал галереи: Санкт-Петербург, Моховая, дом 32.

Тел. в Санкт-Петербурге: +7 (812) 719-77-10
Тел. в Москве: +7 (495) 432-0-234