

В дискуссии приняли участие Михаил Пиотровский (Государственный Эрмитаж), а также известные коллекционеры, меценаты, деятели культуры: Михаил Карисалов, Михаил Суслов, Владимир Голубев, Вадим Задорожный, Вадим Переверзев, Роман Бабичев, Валерий Дудаков и экс-министр культуры Александр Авдеев.
Ключевой темой обсуждения стала судьба частных коллекций и пути взаимодействия коллекционеров с музеями. Центральный вопрос — что ждет частные собрания после смены поколений: как сохранить идею коллекции, не дробя ее, и одновременно сделать доступной публике. Затронули мотивацию собирателя; управление коллекцией в настоящем времени; возможные модели бытования собрания после ухода основателя. Большое внимание было уделено преемственности: как вовлечь младшие поколения и обеспечить образовательную и исследовательскую ценность коллекций.
Практическая часть разговора вышла насыщенной. Михаил Карисалов подчеркнул свою приверженность модели дарения государственным музеям: «Государственный музей — мой осознанный выбор. В итоге — все отдать». Он рассказал о целенаправленном формировании тематических собраний и отметил преимущества государственных институтов в вопросах научных исследований и реставрации. Михаил Суслов, поддерживая идею сотрудничества с музеями, предложил более гибкий подход — временные выставки, совместные проекты, предоставление предметов на экспонирование, когда музей испытывает нехватку необходимых вещей.

Альтернативную стратегию представили те, кто делает ставку на частный музей. Владимир Голубев поделился опытом создания собственной музейной площадки: «У государственных музеев нет таких возможностей, какие есть у частных», — отметил он и анонсировал открытие своего музея в ближайший год. Свою точку зрения высказал и Роман Бабичев: «Я отношусь к тем людям, которые считают, что не совсем верно иметь закрытое собрание. Надо делиться» — его коллекция регулярно участвует в различных проектах, служит учебной площадкой для студентов и частично оцифрована; при этом большинство участников критически отнеслись к идее NFT как формы презентации наследия.

С институциональной точки зрения проблему прокомментировал Михаил Пиотровский. «Коллекционирование — это очень важная часть мировой культуры, — констатировал он, — но важно различать типологию музеев». Пиотровский указал, что частный музей пока не обрел четкого места в этой типологии, и подчеркнул, что в отличие от «импульсивного» коллекционера, музей действует на основе «иерархии экспозиционных приоритетов». Был упомянут пример успешного взаимодействия Эрмитажа с коллекционером Назимом Мустафаевым, удостоенного премии «Золотой Трезини». Также были отмечены инициативы Международной конфедерации коллекционеров и арт-дилеров под руководством Василия Бычкова — региональные показы частных собраний уже становятся практикой, как в случае с лиможскими эмалями Натальи Карпович в Тверской картинной галерее.
По итогам участники пришли к общему выводу: будущее российского коллекционирования — в многоформатной экосистеме. Дарение, временные выставки, совместные проекты, частные музеи, цифровые архивы — все эти модели не конкурируют, а взаимно усиливают друг друга, обеспечивая сохранность и доступность культурных ценностей. Как резюмировал экс-министр культуры и президент Фонда наследия русского зарубежья Александр Авдеев, «коллекционер – это патриот. Это человек, который возвращает культурную ценность на родину».
Дискуссия показала: эпоха закрытых коллекций уходит. Наступает время гибких моделей и институциональных союзов, где разные стратегии — от модели Карисалова до инициатив Голубева и партнерских проектов Суслова и Бабичева — формируют общую систему сохранения национального культурного наследия.
Организаторами и инициаторами проекта выступили Михаил Суслов и его галереи Suslov Fine Arts, Василий Бычков и компания «Экспо-парк», а также Европейский университет, при поддержке Государственного Эрмитажа. Куратор проекта — Алексей Абакумов. Модератор дискуссии — директор Школы искусств и культурного наследия Лия Чечик. Это событие продолжило профессиональный разговор, начатый летом в петербургской галерее «Трианон».
Инициатор проекта — Михаил Суслов
Куратор — Алексей Абакумов
Разработка концепции и координация процессов — Маргарита Завгородняя, Анастасия Загороднева, Валерия Харисова


я









