«Все отдать» или открыть свой музей? Что ждет частные коллекции после ухода создателей? Итоги публичной дискуссии «Восход российского коллекционирования»
29.11.2025

26 ноября в рамках 51-го Российского Антикварного Салона прошла дискуссия «Восход российского коллекционирования: от закрытых собраний — к частным и государственным музеям». 


Group 7.jpg
DSCF7421-DxO_DeepPRIME XD3 X-Trans.jpg


В дискуссии приняли участие Михаил Пиотровский (Государственный Эрмитаж), а также известные коллекционеры, меценаты, деятели культуры: Михаил Карисалов, Михаил Суслов, Владимир Голубев, Вадим Задорожный, Вадим Переверзев, Роман Бабичев, Валерий Дудаков и экс-министр культуры Александр Авдеев. 

Ключевой темой обсуждения стала судьба частных коллекций и пути взаимодействия коллекционеров с музеями. Центральный вопрос — что ждет частные собрания после смены поколений: как сохранить идею коллекции, не дробя ее, и одновременно сделать доступной публике. Затронули мотивацию собирателя; управление коллекцией в настоящем времени; возможные модели бытования собрания после ухода основателя. Большое внимание было уделено преемственности: как вовлечь младшие поколения и обеспечить образовательную и исследовательскую ценность коллекций.

Практическая часть разговора вышла насыщенной. Михаил Карисалов подчеркнул свою приверженность модели дарения государственным музеям: «Государственный музей — мой осознанный выбор. В итоге — все отдать». Он рассказал о целенаправленном формировании тематических собраний и отметил преимущества государственных институтов в вопросах научных исследований и реставрации. Михаил Суслов, поддерживая идею сотрудничества с музеями, предложил более гибкий подход — временные выставки, совместные проекты, предоставление предметов на экспонирование, когда музей испытывает нехватку необходимых вещей.

DSCF7400-DxO_DeepPRIME XD3 X-Trans.jpg

Альтернативную стратегию представили те, кто делает ставку на частный музей. Владимир Голубев поделился опытом создания собственной музейной площадки: «У государственных музеев нет таких возможностей, какие есть у частных», — отметил он и анонсировал открытие своего музея в ближайший год. Свою точку зрения высказал и Роман Бабичев: «Я отношусь к тем людям, которые считают, что не совсем верно иметь закрытое собрание. Надо делиться» — его коллекция регулярно участвует в различных проектах, служит учебной площадкой для студентов и частично оцифрована; при этом большинство участников критически отнеслись к идее NFT как формы презентации наследия.

DSCF7254-DxO_DeepPRIME XD3 X-Trans.jpg

С институциональной точки зрения проблему прокомментировал Михаил Пиотровский. «Коллекционирование — это очень важная часть мировой культуры, — констатировал он, — но важно различать типологию музеев». Пиотровский указал, что частный музей пока не обрел четкого места в этой типологии, и подчеркнул, что в отличие от «импульсивного» коллекционера, музей действует на основе «иерархии экспозиционных приоритетов». Был упомянут пример успешного взаимодействия Эрмитажа с коллекционером Назимом Мустафаевым, удостоенного премии «Золотой Трезини». Также были отмечены инициативы Международной конфедерации коллекционеров и арт-дилеров под руководством Василия Бычкова — региональные показы частных собраний уже становятся практикой, как в случае с лиможскими эмалями Натальи Карпович в Тверской картинной галерее.

По итогам участники пришли к общему выводу: будущее российского коллекционирования — в многоформатной экосистеме. Дарение, временные выставки, совместные проекты, частные музеи, цифровые архивы — все эти модели не конкурируют, а взаимно усиливают друг друга, обеспечивая сохранность и доступность культурных ценностей. Как резюмировал экс-министр культуры и президент Фонда наследия русского зарубежья Александр Авдеев, «коллекционер – это патриот. Это человек, который возвращает культурную ценность на родину».

Дискуссия показала: эпоха закрытых коллекций уходит. Наступает время гибких моделей и институциональных союзов, где разные стратегии — от модели Карисалова до инициатив Голубева и партнерских проектов Суслова и Бабичева — формируют общую систему сохранения национального культурного наследия.

Организаторами и инициаторами проекта выступили Михаил Суслов и его галереи Suslov Fine Arts, Василий Бычков и компания «Экспо-парк», а также Европейский университет, при поддержке Государственного Эрмитажа. Куратор проекта — Алексей Абакумов. Модератор дискуссии — директор Школы искусств и культурного наследия Лия Чечик. Это событие продолжило профессиональный разговор, начатый летом в петербургской галерее «Трианон».


Инициатор проекта — Михаил Суслов

Куратор — Алексей Абакумов

Разработка концепции и координация процессов — Маргарита Завгородняя, Анастасия Загороднева, Валерия Харисова


DSCF7253-DxO_DeepPRIME XD3 X-Trans.jpgDSCF7567-DxO_DeepPRIME XD3 X-Trans.jpgDSCF7261-DxO_DeepPRIME XD3 X-Trans.jpgяDSCF7266-DxO_DeepPRIME XD3 X-Trans.jpgDSCF7268-DxO_DeepPRIME XD3 X-Trans.jpgDSCF7483-DxO_DeepPRIME XD3 X-Trans.jpgDSCF7281-DxO_DeepPRIME XD3 X-Trans.jpgDSCF7246-DxO_DeepPRIME XD3 X-Trans.jpgDSCF7239-DxO_DeepPRIME XD3 X-Trans.jpg