Энциклопедия
Бакшеев Василий Николаевич
(1862-1958) - московский живописец

Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958) - московский живописец, талантливый пейзажист, автор картин бытового жанра, замечательный педагог, один из активных организаторов Союза русских художников. В 1947 году стал действительным членом АХ СССР, а в 1956 году получил звание народного художника СССР.

Бакшеев Василий Николаевич

В. Н. Бакшеев один из ярких представителей реалистической школы живописи, славившейся своими стойкими традициями и стремлением к новаторству. Художник двух поколений, жизнь которого была разделена на два периода – до революционный и после революционный. Его творческая судьба сложилась  благополучно и счастливо. В. Н. Бакшеев был студентом МУЖВЗ, куда сначала поступил на архитектурное отделение, а затем перевелся на живописное. Годы учебы юноша провел среди талантливых студентов, а его педагогами были лучшие мастера русской живописи: В. Поленов, А. Саврасов, В. Маковский и многие другие. В. Бакшеев отличался еще и невероятным усердием, и его долгие годы учебы (187-1888) были полны плодотворной работы, поиском собственного стиля.

Как художник с яркой индивидуальной манерой письма, В. Бакшеев сложился очень рано. Его ученическая работа «Девушка, кормящая голубей», представленная на выставке в 1887 году, была замечена и приобретена для коллекции П. Третьяковым. В этой картине удивительным образом сочетаются передвижнические традиции бытового жанра и романтические идеи, свойственные европейской живописи того времени. Здесь, в этом обыденном сюжете соединились реалистические черты и яркие импрессионистические мотивы. Произведение дарит ощущение гармонии, умиротворения и радостного чувства бытия. Свою героиню студент Бакшеев увидел в подмосковной деревне Зайцево, куда приехал погостить к своему другу. Пятнадцатилетняя Аня, очаровательная девушка, кормила во дворе своего дома голубей, чем и покорила молодого художника, пожелавшего немедленно написать ее портрет. Этот портрет имел не только профессиональный успех, но и стал символом союза двух любящих сердец. Через пять лет Василий Николаевич и Анна поженились.

Картина «Житейская проза», написанная художником в 1992-1993 годы, запоминается зрителем сразу. На первом плане молодая женщина, сидящая в горестном раздумье над своей судьбой старой девы. Возможно, что ее ссора с родителями связана с противоречием двух поколений. Девушку воспитали в строгости и благочестии, дали благородное образование и стабильное материальное благо. Подруги давно за мужем и растят детей, а ее учесть- воспитывать чужих ребят в школе. По отрешенности каждого из персонажей, становится понятно, что перед нами семейная драма. Картина написана в духе времени, в реалистической манере, но сама живопись приобретает ярко выраженный импрессионистический характер. Особенно это касается предметов второго плана и голубого фона стен с их живописной и зыбкой фактурой. Соотношение в картине теплых и холодных тонов создает особое напряжение в картине, помогающее раскрытию замысла. Художнику тогда едва исполнилось тридцать лет, он только что женился и был счастлив в браке. Невероятно, как ему удалось глубоко прочувствовать и пережить остроту тех чувств, которая испытывает девушка в патриархальной семье.


Другая его картина на тему семейного быта «За обедом. Неудачники», показывает нам обыденный сюжет. Художника вновь привлекает проблема разобщенности судеб и несбывшихся надежд. Картина привлекает внимание своими художественными достоинствами, единством живописной фактуры, блестящей передачей светотени. Общий колорит картины построен на сочетании прозрачных серебристо-серых, голубых и розовых тонов.

В. Бакшеев был прирожденным пейзажистом, тонко чувствующим колорит русской природы. В его работах особенно сильны традиции русской школы живописи, которые он насыщает символическим звучанием, соответствующем духу времени. В картинах «Голубая весна» и «В начале весны» художнику удалось передать радостное состояние пробуждения природы, несмотря на использование неярких красок. Колорит картин построен на гармонии близких по тону цветов. В тонкой пропорции здесь буквально растворены розовый, голубой, серебристо-белый, изумрудный и голубой. Чистый, холодный и прозрачный воздух заполняет все пространство картины, создавая ощущения трепетной тишины и покоя. Солнечное зимнее утро в картине «Иней» становится сказочным, лес, окутанный снежным маревом, словно замер в хрустальной тишине. Лирическое настроение, которое есть в каждом пейзаже, вызывает в памяти стихи русских поэтов.



Творчество В. Н. Бакшеева занимает одну из ярких страниц в истории «Союза русских художников», выражая насущные идеи времени.