Энциклопедия
Батурин Виктор Павлович
(1863 - 1938), русский живопиец

Батурин Виктор Павлович (1863 - 1938) - русский живописец, передвижник, пейзажист, художник театра.

Батурин Виктор Павлович, художник

Виктор Павлович Батурин  относится к числу тех деятелей искусства, которые в свое время, а в его случае до Первой мировой войны, пользовались значительной популярностью, но в трудные годы смены правящего режима были забыты. Перспективы перед художником, чьи работы закупали и в Зимний дворец, и в самые крупные частные собрания (Цветков, Щукин, Морозов, Гиршман, Солдатенков, Кувшинов, Оглоблинский), стояли самые лучезарные. Но советская реальность 1917-1930-х годов размыла заслуги художника в череде драматических событий.

В.П. Батурин происходит из бедной семьи: по отцу из разорившегося дворянского рода, ведущего историографию с XV века; по матери-из крепостных. Виктор был старшим ребенком, и только благодаря его живописным успехам все его шесть братьев и пять сестер получили средства на высшее образование.

Учеба в реальном училище в Орле не только помогла выявить художественную одаренность В.П. Батурина, но и обрести уникальную свободу при дальнейшем обучении в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1888 гг.), где засчитали пять классов общих дисциплин. Виктор Павлович получил возможность посещать только специальные предметы и в свободное время много копировал в музеях. Практически сразу был отмечен его талант – выполненные им копии выкупали, поступали заказы на авторские композиции.

В.П. Батурин был учеником И.М. Прянишникова, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского, братьев Е.С. и П.С. Сорокиных, К.В. Лебедева и Н.В. Неврева и в скульптурном классе С.И. Иванова. О творчестве Батурина высоко отзывался А.И. Куинджи, чьим мнением особенно дорожил, а завет летние месяцы проводить в пленэрах безукоризненно выполнял на протяжении всей жизни за редким исключением.
Опубликованные хвалебные отзывы (журналы Артист” и Русская мысль”) на картины В.П. Батурина с выставки училища 1888 года укрепили славу юного художника, а на вырученные 1500 рублей от продаж с выставки Батурин построил свою мастерскую.

Сразу после МЖВЗ приглашен в Большой театр, где служил совместно с К.А. Савицким, Н.А Сергеевым и Е.Н. Николаевым до 1900-го года. В 1900-е начинает преподавательскую деятельность в частной московской гимназии. На ткацкой фабрике Поляковых выполняет роспись храма и создает эскизы тканей.

В 1896г. произведения (включая Сектантское кладбище”) В.П. Батурина были представлены на нижегородской Всероссийской выставке, в 1904г., на Всемирной выставке экспонируется в Сан-Луи, позже на международной выставке Берлина.

Первая мировая война оторвала В.П. Батурина от художественного мира. Военнообязанным в 1915 году был направлен в Симбирск для производства заготовок провизии для армии, в этом статусе пережил революцию, в 1919 г. переведен в Павлодар, где на следующий год стал заведующим мясным складом. И только тогда начальник Исполкома, узнав о таланте живописца В.П. Батурина, направил преподавателем рисования в школу Водного транспорта и в художественную студию. Батурину заказывают декорации для клуба Водников, гортеатра и рабоче-пролетарского клуба. Картины направляют на Московскую выставку 1923-го года, на Иркутскую 1925-го года, несколько полотен передают в Художественный музей Иркутска. Кульминацией государственного заказа в Павлодаре стала работа над эскизами проекта памятника В.И.Ленину. В 1923-1926 г. летом, отправляется на этюды по Алтаю. В 1920-е г. Батурин смог через Илью Львовича Толстого отправить на продажу часть картин в Америку, доход с которых был очень актуален.



1930-е годы заставили художника кочевать: голод 1930-го года в Казахстане, в 1930-й год неистовая коллективизация в Украине, где он останавливался у своей сестры. 1931 год В.П. Батурин проводит в Новосибирске, работая над заказом для зерносовхоза. В 1932 году после нескольких промежуточных мест (Тула, город Алексин Тульской области) уехал в Куйбышев к сестре своей жены, где состоялась последняя прижизненная выставка, полностью выкупленная художественным музеем города. Здесь тяжело заболел (инсульт, парализовавший левую сторону). В 1938 году в почетном возрасте 75-ти лет ушел из жизни.

Художественное наследие Н.В. Батурина имеет историческое, музейное и коллекционное значение, его картины украшают многие музеи и частные собрания.