Энциклопедия
Бинг и Грёндал
Bing & Grondahl Factory

Датская фабрика Бинг и Грёндал (Bing & Grondahl Factory).

Три таксы Bing & Grondahl

Знаменитая фабрика «Bing & Grøndahl» – яркий в истории датского фарфора пример перспективного содружества оригинальной художественной идеи и предпринимательского замысла. В 1853 году художник и скульптор Фредерик Вильгельм Грёндаль и братья-коммерсанты Мейер Херманн и Якоб Херманн Бинг заключили выгодный контракт на создание нового предприятия по производству фарфора. Братья Бинг были уверены в выгоде и перспективе нового дела, не жалели средств на обустройство и развитие своей мануфактуры. Художественным руководителем фабрики был назначен Фредерик Вильгельм, который решил начать производство с выпуска небольших бисквитных фигурок. Фредерик Вильгельм был поклонником творчества известного датского скульптора Бертеля Торвальдсена и предложил взять его работы в неоклассическом стиле как образец для фабричных произведений. В первый же год производство имело необычайный успех, ассортимент продукции расширялся. Фабрика «Бинг и Грёндаль» начала выпуск столовой посуды, чайных и кофейных сервизов, качество и художественный уровень которых были на высоте.

Смерть Вильяма Грёндаля в 1855 году была роковой для фабрики. Последующие годы были тяжелыми и не приносили дохода, резко снизилось и качество изделий из-за плохого сырья, стали заметны нарушения технологий, но главная беда – это потеря художественного гения, каким был талантливый Грёндаль.

Почти до конца XIX века на фабрике занимались поиском новых оригинальных технологий росписи и обжига. Много сил и времени ушло на достижение крепкой формы изделий и фотографичности изображений. К 1889 году относится знаменитый сервиз «Цапля» – результат долгих экспериментов над усовершенствованием декорированной подглазурной росписи. Успех новой методики позволил фабрике выйти из кризиса и стать лидером на международных выставках. Именно в это время было утверждено знаменитое клеймо завода с тремя башенками, которое дошло и до наших дней.

Большое значение для нового имиджа завода был дизайн «Чайка», разработанный художником Фанни Гардом в 1889 году. Около ста лет этот рисунок с летящими над морем чайками был визитной карточкой производства. Сервизы с этим выразительным мотивом стали самым популярным и традиционным столовым прибором практически в каждой датской семье. Произведения фабрики Бинга и Грёндала отличаются своим оригинальным, запоминающимся стилем, выраженным, прежде всего, в спокойной цветовой гамме, построенной на сочетании голубых, серых, коричневато-охристых и зеленых тонов. Важную роль в технологическом процессе изготовления играли дополнительный обжиг и подглазурная роспись. Естественный глянец и слегка размытые контуры изображений стали неповторимыми декоративными особенностями «копенгагенского» фарфора. Тематика представленных изделий представлялась достаточно широко и разнообразно. Сервизы, декоративные тарелки, блюда и вазы – все эти предметы несли мотивы искусства модерн. Поверхность фарфора оживлена изображением скандинавской природы, цветов и растений, птиц, выполненных с непревзойденным мастерством. Визитной карточкой фабрики «Bing & Grøndahl» всегда счищалась мелкая пластика. Жанровые композиции, фигурки детей, рыб и птиц, собак и кошек всех мастей, других домашних животных и диких зверей составляют огромную коллекцию фарфоровых статуэток, имеющих мировую известность и значение.