Энциклопедия
Дейнека Александр Александрович
знаменитый советский живописец, график, скульптор

Дейнека Александр Александрович (1899 - 1969) - знаменитый советский живописец, график, скульптор, автор фресковой монументальной живописи и мозаики. А. Дейнека был теоретиком искусства, в котором видел главную жизненно важную роль, был автором собственной творческой методики, участвовал во многих российских и международных выставках.

Дейнека Александр Александрович, советский художник

Творчество А. Дейнеки пронизано радостью жизни и юности, воспринимается как торжественный марш, посвященный времени, в котором жил художник. Он создал незабываемые символы своей эпохи, посвятил свое творчество советской молодежи, устремленной в будущее.

Дейнека родился в Курске в 1899 году накануне нового столетия, в начале новой эры. Сначала Александр пошел по стопам отца - учился в местном железнодорожном училище, затем окончил Харьковское художественное училище. Он трудился в «Окнах РОСТА" в Курске и как художник театра его часто направляли в агиткомандировки на фронт. В 1919 — 1920 годы воевал в рядах Красной Армии. После окончания войны поступил во ВХУТЕМАС, и с головой погрузился в интересную, наполненную событиями, студенческую жизнь. После окончания вуза совершенствовал свое мастерство в книжной и журнальной графике. Его работы отличались сатирическим характером, да и сам художник был очень жизнерадостным человеком. Он часто затрагивал производственные темы, делал рисунки на злобу дня: "Безбожник у станка", "У станка", «Ночной ремонт трамвайной сети», «Золотая молодежь», а так же иллюстрировал стихи советских поэтов А. Барто и Н. Асеева, ему удалось создать яркие образы в романе Анри Барбюса "В огне". На протяжении всего творчества А. Дейнека создал много ярких плакатов, живо реагируя на события, происходящие в стране, рассказал о первых советских дирижаблях, об ударном труде рабочих и крестьян, о достижениях спортсменов, о полете в космос. Не осталась и без внимания тема гражданской и Великой Отечественной войн.

Первой живописной картиной Дейнеки была работа «Оборона Петрограда», написанная в 1927 году. Художнику удалось передать суровое настроение времени в ритме линий. Блестяще продуманная фризовая композиция передает динамику движения в чеканном шаге красноармейцев с винтовками за плечом. Здесь представлены два зрительных плана- в нижней части бойцы идут на фронт - слева направо, а вверху- раненные бойцы возвращаются по мосту. Произведение оригинально и выразительно по замыслу, фигуры даны в виде обобщённых силуэтов в сдержанной цветовой гамме.

Произведения Дейнеки отличались идейной тематикой и мастерством исполнения: «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Будущие летчики» (1937). Художник выбирал сложные необычные ракурсы. Представлял персонажей в динамике, подчеркивал монументальность фигур, обобщая формы, не конкретизируя детали. Ему удавалось передать общий положительный настрой и придать своим работам жизнеутверждающее начало. Важным событием в жизни художника стала поездка за границу.

В 1935 году он побывал в США, Франции и Италии, привез множество пейзажных этюдов, портретов и зарисовок. А. Дейнеке было близко монументальное искусство, в котором он мог выразить свое отношение к современности. Его мозаика «Хорошее утро», «Хоккеисты», «Доярка» и «Красногвардеец» были удостоены ленинской премии в 1964 году. Самая плодотворная тема художника была посвящена спорту. Герои его живописных картин – молодые юноши и девушки с атлетическими фигурами, показанные в движении в расцвете своих физических сил- «Футболист» (1932), «Бег» (1933), «Утренняя зарядка» (1932), «Вратарь» (1934), «Эстафета по кольцу "Б"», «Юность» (1961-1962), «Баскетбол» (1962). Еще более интересен его художественный опыт как скульптора. Он работал с разными материалами, добиваясь пластической выразительности и одухотворённости образов.

Тема войны в творчестве А. Дейнеки заняла важное место. Кроме многочисленных рисунков с натуры, он написал живописные работы, полные драматизма и патриотических устремлений. «Сбитый ас» (1943) , «Парашютный десант на Днепре» (1944), «Солдат в плащ-палатке» (1942), «Сгоревшая деревня» (1942). Одной из важных произведений военного цикла стала панорамная картина — "Оборона Севастополя", в которой художник развернул перед зрителем динамичную многофигурную композицию. Он был под сильным впечатлением боевых событий и посвятил свое полотно подвигу севастопольских матросов.

Наряду с напряженной динамикой картин 1940-х годов, и жизнеутверждающей спортивной темой, в пейзаже Дейнека раскрывается как тонкий лирик, автор поэтических картин на тему окружающей природы- «Река Тускарь», «Вашингтон. Капитолий», «Вечер на даче». В работах привлекает внимание чистота цвета, контрастные сочетания темных и светлых тонов. Натюрморты художника наполнены светом и воздухом, передают настроение художника- «Окно в мастерской», «Сирень». Художественный стиль Александра Дейнеки выразителен и оригинален. По настроению тематических тем ему близок его современник А. Н. Самохвалов, тот же певец юности и творец символов эпохи.

Произведения А. Дейнеки имеют высокое художественное значение и коллекционную ценность, они представлены в крупнейших музеях России и за рубежом.