Энциклопедия
Димитрий митрополит Ростовский
иконографический образ

Димитрий митрополит Ростовский – один и почитаемых святых на Руси, причисленный к лику святых в 1757 году.

                                                                                                                     143159.p.jpg

Димитрий Ростовский был образованнейшей личностью и писателем, знал несколько языков. Несмотря на свою известность, он был человеком глубокой веры и благородства души. Благодаря своей целеустремленности и философскому складу ума, он стал прославленным церковным деятелем, митрополитом Ростовским и Ярославским; автором «Четьи и минеи», знаменитым проповедником, талантливым педагогом.

Димитрий был основателем школы грамоты в Ростове, где наряду с православными и образовательными дисциплинами изучали церковнославянский, латинский и древнегреческий, языки, занимались философией и стихосложением.

Святой изображался в митрополичьих одеждах чаще всего белом в клобуке или в митре, на шее крест и панагия, правой рукой он благославляет, в левой - держит посох или раскрытое Евангелие. Встречается как поясное, так и изображение во весь рост. Димитрия писали на нейтральном фоне, когда все внимание было обращено к образу святого. На полях иконы писали имя на старославянском языке. В иконографии святого встречаются и другие вариации изображения.

В более поздних иконах сохранено портретное сходство святителя, большое внимание уделено деталям, а главный акцент сделан на важных атрибутах. Например, Димитрия Ростовского изображали на фоне пейзажа с храмом, в котором от служил. Встречаются изображения Димитрия в собственной келье на фоне сводчатого окна. В других иконах мы видим стопку или полку с книгами – собственными трудами. Нередко Димитрий Ростовский изображался на иконах с другими или местными ростовскими святыми. Известна иконы с Марией Магдалиной и Александром, а так же в молении образу Богоматери.

Димитрий Митрополит Ростовский родился 1651 году на Украине недалеко от Киева в Макарове, образование получил в Киево-Братской коллегии. Димитрий был очень усердным, изучал иностранные языки, увлекался богословской литературой. Даже в свободные от занятий часы, в отличие от своих сверстников, читал книги и занимался самообразованием. Вопреки воле родителей и по велению своей души, будучи совсем юным отроком, он подстригся в монахи в Кирилловском монастыре (Киев) и провел там около семи лет. Вскоре он стал иеродиаконом, а в 1675 году - иеромонахом и назначен проповедником в Чернигов. На этом месте Димитрий находился до 1677 года и, благодаря своим глубоким и содержательным проповедям, привлекал с себе многочисленных прихожан, бескорыстно помогал людям.

 Святитель путешествовал по монастырям Украины в течение нескольких лет. Все это время он делал многочисленные записи, составляя «Диарий» на польском языке. Это интересные наблюдения очевидца, рассказы современника, хроника важнейших событий в Украине, Польше конца XVII века.

Особое место в его творчестве уделено описанию Москвы и политике во взаимоотношении двух государств. Его язык был содержательным и увлекал своими тонкими подробностями. Подобные документальные свидетельства были очень важны как в то время, так и сегодня.

В 1684 года прибыл в Киево-Печерскую Лавру, где по поручению патриарха Адриана составлял жития местных святых. Наряду с его писательской деятельностью, созданием пьес и стихов, эта важная в его жизни работа была очень ответственной. Димитрий выполнял ее с прилежным усердием и вниманием, что свидетельствовало о его особом предназначении, к тому же доверие, оказанное ему было очень высоким. За два года плодотворной работы Димитрий составил две книги и приступит к третей. В это время он сблизился с архиепископом Иоанн, который в 1697 году посвятил Димитрия в сан архимандрита и пригласил настоятелем в Успенский монастырь (Елец), а через два года он был переведен в Новгород. Димитрий прошел долгий и сложный путь служения от монаха до митрополита. Он всегда был примером подвижнического подвига, трудолюбия и усердия, благородства и искренней любви к людям. Последним местом его службы была ростовская земля, куда он был определен на службу, там же и был погребен в 1707 г.

 До конца своих дней Димитрий проповедовал и не переставал писать летопись своей и церковной жизни. Икон с его образом и портретов встречается сегодня довольно много, и не только в ростовских храмах, но и на всей территории православной России. Сохранились даже прижизненные портреты святителя, с которых уже позже писались иконы, сохранившие характерные черты образа.