Энциклопедия
Дряпаченко Иван Кириллович
(1881 – 1936) -  живописец

Дряпаченко Иван Кириллович (1881 – 1936) - талантливый живописец, график, портретист, педагог, автор пейзажей и жанровых картин, мастер изображения обнаженной натуры. 

 

Творчество И. К. Дряпаченко представляет собой яркое самобытное явление в искусстве рубежа XIX-XX вв., несет в себе колорит национальной украинской культуры.

Родился Иван Кириллович в 1881 году на Украине, в крестьянской семье в Полтавской губернии, окончил киевскую рисовальную школу. Он учился у знаменитого Н.И. Мурашко, педагога, который воспитал не одно поколение русских и украинских живописцев.

В конце XIX века Киевской рисовальной школе покровительствовали многие известные художники, среди которых были такие мастера как И. Е. Репин, Н. Н. Ге, М. А. Врубель. Известно, что Илья Ефимович, находясь на этюдах в Киеве, заметил талантливого юношу, а спустя несколько лет Дряпаченко стал его учеником в АХ. 

И. К. Дряпаченко получил блестящее художественное образование, которое благодаря его природному дарованию, стало залогом развития большой творческой личности. В 1898 году Дряпаченко поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в то время, когда там преподавал В. Серов. Он прошел настоящую школу, основанную на традициях русской живописи, вдохновленную идеями нового времени. То, что Дряпаченко был учеником Серова, во многом повлияло на формирование изобразительной манеры и художественного вкуса юноши. Интерес к портрету и жанровой картине, артистизм исполнения были унаследованы им именно от В. Серова. Творческий темперамент позволил И. К. Дряпаченко совершенствовать полученные навыки и выражать свое отношение к натуре в смелых художественных решениях.

В 1901 году Дряпаченко был награжден малой серебряной медалью, а в 1903 году он получил звание неклассного художника. В 1903 - 1911 годы И. Дряпаченко учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге в мастерских И. Репина, П. Чистякова, В. Савинского. Его творчество после АХ получило ту необходимую огранку, обрело оригинальный стиль. В 1911 г. за работу над картиной «Саломея» И.К.Дряпаченко получил звание художника живописи.

В 1912 году художник едет в Италию в качестве пенсионера от Академии художеств, пишет там картину «Святое семейство» и сразу же получает премию художественного общества им. А. Куинджи. Помимо программных и отчетных картин, И. Дряпаченко писал произведения, посвященные, украинской тематике. Картина «Навстречу вечеру» занимает центральное место в творчестве художника. На берегу реки, на фоне живописного пейзажа художник представил четырех девушек в национальных украинских костюмах. В этом произведении, достаточно большом по формату, чувствуется монументальность и эпический характер. В нем есть торжественное величие, чувство внутреннего покоя и гармонии души. И. Дряпаченко создал замечательные женские образы, ставшие олицетворением Украины. Зритель любуется сочным и ярким колоритом картины, одухотворенностью героинь и поэтичностью мотива. В этот же период были написаны картины «Косари» и «Вечер у озера», в которых лирическая тема, связанная с воспоминаниями о родине, нашла свое продолжение.

После возвращения из заграничной поездки И. Дряпаченко занимался творчеством, писал портреты современников, сотрудничал с петербургскими журналами «Аргус» и «Солнце России».

В 1913 году написана картина «Отдых. Игра в шахматы», построенная на контрасте светлых и темных тонов, великолепно передает атмосферу напряженной игры. Первая мировая война изменила планы художника, он был командирован на фронт на службу в военном отряде «Трофейной комиссии» в качестве художника. В боевых походах на позиции, и в моменты затишья после сражений, он делал многочисленные зарисовки. Среди путевых рисунков и жанровых работ тех лет важное место занимают портреты офицеров и солдат русской армии. Большая часть работ, выполненных художником в фронтовой период, была опубликована в журналах «Летопись войны 1914−15−16−17 годов».

Городской пейзаж с вечерним освещением особенно выразителен: «Сумерки» (1914), «Улица вечером». Путешествия художника почти всегда сопровождались замечательными натурными рисунками и этюдами. Пейзажи Флоренции, Италии, Парижа, виды Черноморского побережья радуют глаз зрителя гармонией красок и выразительностью композиционно-перспективных решений.

Пожалуй, самой характерной темой для творчества художника стала жизнь и быт его земляков. Он родился и вырос в этой крестьянской среде, вдохновлявшей его неброской красотой природы, древностью традиций и колоритом старины. Его изобразительный язык был прост, органичен и выразителен. Одной из известных картин, занявшей важное место в истории русского искусства стала работа «Сумерки», написанная в 1916 году. На берегу реки гуляют девушки-подружки, оживленно обсуждая что-то между собой. Работа привлекает ясностью форм и богатством красочной палитры. По своему эпическому звучанию картина созвучна работе Левитана «Над вечным покоем», а по колориту близка картинам В. М. Максимова и А. П. Рябушкина.

И. Дряпаченко, человека с глубокими народными корнями, всегда тянуло домой, и поэтому не случайно, что после войны и революции художник возвратился на родину, в любимое село Васильевка. Он писал пейзажи окрестностей и портреты деревенских жителей: «Украинская девушка» (1931), «Вечер на Украине» (1920).

Среди картин 1930-х годов много жанровых произведений, посвященных сенокосу, сельским праздникам, народные гуляния, ярмаркам.

Особое место в творчестве художника занимает изображение обнаженной натуры. Его натурщицы были написаны в академический период, в начале ХХ века, когда он жил и работал в Петербурге. Его живопись лишена салонного академизма, в работах есть тонкое понимание натуры, ее жизненного трепета. Художник мастерски компонует объем, уверенно лепит формы своих моделей, обобщая детали и драпировки. Он изображает натурщиц в сложных ракурсах, лежащих на топчанах, стоящих перед зеркалом.

В одной из работ появляется особый символический смысл, характерный для того времени. Внутренние противоречия в  изучении классических идеалов, поиск нового изобразительного языка, - все это выливается в нисчерпаемую тему божественности женской красоты и ее современной трактовке. И. Дряпаченко пишет «Обнаженную с черепом».

Следует заметить, что череп, в изобразительном искусстве почти всегда символизировал бренность человеческой жизни и неизбежность смерти. В европейской живописи XIX века встречается, например, изображение красавицы, олицетворяющей истину, и Хроноса - повелителя царства мертвых. В работе Дряпаченко такой атрибут как череп говорит о мимолетности девичей красоты, об опасных связях и коварстве завистников. Такое сопоставление прекрасного женского тела, совершенного своими формами и холодного черепа, несущего дыхание смерти, придает произведению чувственную остроту, эмоциональный контраст и выразительность.

Творчество И. К. Дряпаченко многогранно, отличается характерным творческим почерком и разнообразием художественных образов, его работы находятся в крупнейших музеях России и в частных коллекциях.