Энциклопедия
Фабрика Ф. Я. Гарднера
частный фарфоровый завод

 Фабрика Франца Яковлевича Гарднера

Коллекционеры всего мира ценят фарфор фабрики Гарднера за его высокий художественный уровень исполнения и оригинальность произведений, в которых есть самобытность и верность русским традициям.

Фарфоровый завод Гарднера - это один из крупнейших частных заводов России. Он имеет богатейшую историю, начало которой положено в XVIII веке. Если Екатерина II открыла первую порцелиновую мануфактуру еще в 1744 году, заложив основы императорского фарфора в России, то фабрика Гарднера, по официальным источникам, открылась в 1766 году и стала, таким образом, одной из первых.

Небольшое предприятие в селе Вербилки Дмитровского уезда было основано Францем Яковлечем Гарднером, который передал его своему сыну Ф.Ф. Гарднеру на закате XVIII столетия. Более ста двадцати лет завод принадлежал семье Гарднера и лишь только 1892 году был куплен промышленником М. С. Кузнецовым, который начал новый период в истории легендарного предприятия.

Фабрика Гарднера была одной из ведущих в России и вплоть до середины XIX века не имела конкурентов. Фарфор по своему уровню не уступал европейским образцам. Если парадность, торжественность и мастерство росписи стали основными критериями императорского завода, то характерной чертой предметов фабрики Гарднера в XVIII веке была простота. Ф. Я. Гарднер делал ставку на широкий круг потребителей.

Классические и незамысловатые формы изделий декорировались несложным рисунком. Те ранние образцы стали примером для многих русских заводов на протяжении всего столетия.

Наряду с изделиями массового потребления в 1970-е годы стали появляться эксклюзивные произведения, предназначенные для московской и петербургской аристократии в качестве подарков, а отдельные изделия поставлялись и к императорскому двору. Гарднер был не только талантливым предпринимателем, но и обладал безупречным художественным вкусом, и приглашал для обучения на завод только лучших европейских мастеров. Одним из таких был немецкий художник по фарфору Кестнер. Так, например, в 1775 году именно Кестнером был исполнен сервиз для Екатерины II. Тема росписей была посвящена событиям русско-турецкой войны. Никто и не мог предположить, что успех этого благородного и широкого жеста откликнется не менее значимым вниманием русского двора.

Гарднер получил заказ на производство орденских сервизов. В период между 1777-1783 годами появились знаменитые Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский сервизы, с собственной фирменной маркировкой, прославившей предприятие и закрепившей за ним право лидерства среди заводов России. 

Началом XIX века ознаменован следующий и важный этап в развитии завода Гарднера. Если раньше художники все больше подражали в своем творчестве европейским мастерам, то теперь они стали искать самовыражение и собственный оригинальный стиль. Разнообразие продукции и широта тематики росписей радовала глаз не только представителей императорского двора, но и людей среднего сословия. Парадные и повседневные сервизы украшали как дворцы, так и усадебные, и купеческие дома. Цветочная и пейзажная роспись почти не у кого не вызывала равнодушия. Большой популярностью пользовались изображения совремнников. На первом месте были, конечно, участники Отечественной войны 1812, за ними шли – «прославленные красавицы», ну а потом - портреты героев знаменитых литературных произведений того времени. 

Самыми значительными и знаменитыми произведениями фабрики Гарднера являются именные сервизы с гербами и коронами, вензелями и монограммами дворянских родов и семейств, а также памятными надписями. Характер и сложность росписи определял заказчик. Не случайно, что в 1785 году Ф. Гарднер получил разрешение московского губернатора ставить на своей продукции изображение московского герба, а с 1855 года там появился герб России. В 1856 году фабрика получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Менялась мода, стили сменяли друг друга, однако фигуративная пластика всегда соответствовала духу времени. Поначалу образцами служили изделия немецких мастеров, позже появилась импровизация провоцирующая желание адаптировать европейский образ под русский колорит. Так, например фигура “Девушка с корзиной цветов” превратилась в «Девушку с корзиной грибов и яблок».

Большую коллекционную ценность имеют раскрашенные бисквитные фигурки с разнообразными сюжетами на темы городского фольклора и быта, крестьянского труда, игр, детских забав, литературных героев, персонажей в исторических костюмах. Анималистика и обнаженная натура были так же неотъемлемой частью гарднеровского мира. Яркие типажи привлекали к себе не одно поколение зрителей. Фигурки отличались живостью и красноречивостью сюжетов, реалистичной трактовкой образов. Они так органично вписывались в интерьер столовых, гостиных, дамских будуаров и рабочих кабинетов, что стали важнейшими и необходимыми атрибутами обстановки. Их называли «куколками» для взрослых. Ими играли и часто устраивали представления, которые разыгрывали при помощи выдвигающихся зеркальных ящичков французских шкафов с секретами внутри.

Завод Гарднера участвовал в многочисленных промышленных и художественных выставках, получал золотые и серебряные медали. Русская тематика гарднеровской скульптуры известна еще с 1820-годов. Но со второй половины столетия, и особенно в 1870-1880 годы искусство фигуративной пластики достигло своего эпопея по разнообразию и художественной выразительности. Что же служило источником вдохновения русских мастеров в создании знаменитых героев? Возможно, сама жизнь и время, а может и интересы демократически настроенной публики. К этому стоит прибавить живой народный юмор, смекалку и злободневность точно выбранных тем. В совокупности были важны все факторы, однако основой для моделей служила журнальная и книжная графика, отражавшая интересы и настроения общества, которая рассказывала о жизни народа и промышленников. 

В 1820 годы свою популярность набирает журнал «Волшебный фонарь, или зрелище Санкт-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников». Тематика привлекала зрителей своей живостью. А когда завод Гарднера, отреагировав на современную тенденцию, выпустил свои яркие типажи из народа, то успех был грандиозным. Самобытные фигурки приносили не только славу, но и солидный доход. Забавные, нравоучительные, ироничные, трогательные сюжеты не имели границ художественной выразительности. Особенно в то время, когда социальная тема была очень востребована. 

Фигурки Гарднера называли передвижническими, так как они отражали те же идеи, что и художники-передвижники в своих картинах. Скульптура выполнялась из бисквита и раскрашивалась матовыми красками. Отсутствие глянца подчеркивала простоту и натуралистичность персонажей. Кто не вспомнит фигурки босоногих крестьян сидящих на пенечках, и посыпающих краюху хлеба солью, лапотников и водоносов, или веселых балалаечников и плясунов. Тема пьянства отражена в серии фигур и красноречивым подтекстом, которые вызывают у зрителя скорее улыбку, чем осуждение. Вот мы видим фигурку крестьянки, ведущую пьяного мужа из кабака, а вот она же поднимает, оступившегося супруга с земли. Как точно передавали мастера мимику, позы и жесты своих героев. Ведь многие узнавали в персонажах себя, свих близких и друзей. Традиция дарить такие фигурки имела символичный характер. В незабываемых народных, городских, купеческих и дворянских образах отражался русский колорит. Так ярко, живо и с юмором в фигурках Гарднера была представленная вся Россия. 

Особое место в пластике завода Гарднера занимали фигуры из серии «Народы мира», которые создавались по цветным литографиям известного в то время издания «Этнографическое описание народов России», вышедшего в 1861 году под редакцией Т. де Пауля. Художники передали все великолепие и разнообразие костюмов, особенности национальных традиций. Наглядность и простота художественного решения была поддержана высоким уровнем мастерства лепки и выразительной композицией. Фабрика Гарднера живо реагировала не только на настроение времени, но и на смену стилей, что еще раз доказывало не ослабевающий интерес публики к их продукции. После перехода фабрики к М. С. Кузнецову в 1892 многое изменилось. Это, прежде всего, касается ассортимента продукции, который стал шире и разнообразнее. Эпоха Гарднера закончилась. Началось новое время, которое после череды революционных и военных потрясений, породило новые образы и позволило советскому фарфору заиграть обновленной палитрой красок. В течении последующих десятилетий название завода менялось довольно часто.

В 1920 –х годах Дмитровская государственная фабрика в Вербилках, в 1930-е годы - Государственная Дмитровская фарфоровая фабрика. Дмитровским фарфоровым заводом предприятие назвали после 1950 года, а сегодня это - Дочернее Общество "Промыслы Вербилок". Дело династии Гарднеров живо и сегодня, там создают продукцию широкого потребления, делают авторский и коллекционный фарфор.

Самое главное заключается в том, что на современном заводе в Вербилках почитают традиции и делают предметы по старинным образцам. Высокое качество продукции – вот главное достоинство сегодняшнего предприятия.