Энциклопедия
Фарфоровые заводы, всемирно известные мануфактуры
художественной фарфор

Известные фарфоровые заводы

Художественный фарфор – один из самых важных и востребованных сегментов антикварного рынка. Коллекционеры и любители искусства всего мира отдают предпочтение тем или иным маркам, приобретают произведения тех европейских или русских заводов, которые отвечают их художественному вкусу и эстетическим потребностям, а кому-то также важна ликвидность предметов.

Известные фарфоровые мануфактуры

Самыми коллекционными во все времена считаются произведения Мейсенского фарфорового завода. Столовые сервизы, предметы интерьера, декоративная скульптура и фигурки ценятся за уникальность формы и высокий художественный уровень, королевский статус и трехсотлетнюю историю бренда. Особенный интерес вызывают предметы раннего периода за их эксклюзивность и особый состав красок, которыми расписывали изделия для нужд двора. Предметы мелкой пластики выбирают за редкость сюжета и выразительность персонажа. 

Произведения Копенгагенской Королевской мануфактуры, второго по исторической значимости производства завода, собирают коллекционеры всего мира. Здесь нет предпочтений в периодах: специалисту или соискателю интересен любой из них, в каждом можно найти свои особенности развития и обрести уникальные предметы с высоким уровнем мастерства и оригинальностью стиля.

Императорский фарфоровый завод уже давно бьет рекорды своей популярности на главных аукционах Европы. Особое внимание приковано к предметам из обихода царских семей, произведениям дворцовой обстановки и редким столовым сервизам XVIII-XIX веков. Это коллекционный фарфор, сохранившийся в единичных экземплярах, каждый из которых связан с историей российского государства.

Новый этап в истории Императорского завода ознаменован его национализацией и сменой царских регалий на рабоче-крестьянскую символику, заменой традиционной буквенной маркировки государственным штампом. Агитационный фарфор 1917-1922 годов востребован сегодня не меньше фарфора XVIII века. Короткий период активной пропаганды ленинских планов и строительства новой жизни вылился в уникальное явление декоративно-прикладного искусства.

После1925 года началась эпоха ЛФЗ. Фарфоровому заводу присвоили имя М.В. Ломоносова и поменяли маркировку. Талантливые мастера, работавшие на заводе на протяжении всего ХХ века, бережно сохраняли традиции, делились оригинальными идеями и создавали свои мотивы росписи и декоративные формы. Фарфор ЛФЗ собирают очень многие. Среди широкого круга коллекционеров особенно популярны редкие фигурки; более требовательные из них собирают авторский фарфор.

Одну из ярких страниц истории русского фарфора открывает завод имени Алексея Гавриловича Попова, основанный в 1804 году. Если в ранний период технологии производства и мотивы росписи отвечали европейским образцам, то уже к середине века у произведений завода появился свой оригинальный, узнаваемый стиль. Это коснулось состава фарфоровой массы, особенностей красочной палитры и создания собственных форм и образцов продукции.

Важное место среди российских заводов, да и, пожалуй, в истории русского фарфора занимает фабрика Гарднера, основанная в 1766 году в селе Вербильцы английским купцом Францем Гарднером. Редкий фарфор европейского уровня представили самой Императрице Екатерине. По ее указу были изготовлены четыре орденских сервиза – Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимирский. Франц Гарднер был прирожденным коммерсантом и сумел не только стать поставщиком двора, но и наладить массовое производство фарфоровой посуды. Марка гарднеровского завода хорошо известна коллекционерам, приобретающим редкие экземпляры этого замечательного фарфора, окрашенного национальным колоритом. На первое место у собирателей выходят знаменитые гарднеровские фигуры из серии «Народы России». Не меньший интерес к фигурам народной тематики, литературным персонажам и изображению детей. Произведения отличаются самобытностью образов и благородством цветовой гаммы, привлекая зрителя непосредственностью жанровых сцен. Сегодня найти такой предмет среди бесконечных подделок на рынке антиквариата очень непросто. 

В 1892 году владельцем фабрики Гарднера стал Матвей Кузнецов – основатель Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий, одного из самых крупных в истории России производств фарфора.

Династия знаменитых заводчиков Кузнецовых берет начало в начале XIX века с имени Якова Васильевича Кузнецова, построившего небольшой завод в районе села Гжель. Его сын Терентий Яковлевич расширил производство и в 1832 году основал новый завод в Дулёво. Передавая дело сыну, Яков, возможно, и не знал о тех больших перспективах, которые открылись перед его предприимчивым и талантливым внуком Матвеем Сидоровичем Кузнецовым. Матвей Кузнецов стал хозяином производства в восемнадцать лет, а в наследство ему достался семейный филиал в Риге.

К началу 1900 года «Товарищество М.С. Кузнецова» стало одним ведущих в Европе фарфоровых производств. В 1902 году Матвей Сидорович получил достойное своей деятельности звание – поставщик Двора Его Императорского Величества; в это время в маркировке производства появляется двуглавый орел. Со временем в Товарищество вошло семь российских заводов. Один из них – Дулевский фарфоровый завод – существует до сих пор и успешно развивается. Традиционный стиль выражен в самобытности произведений, выполненных по мотивам русских сказок в яркой цветовой гамме. Ассортимент завода по-прежнему широк: декоративные фигурки, предметы интерьера, парадные сервизы и вазы, бытовая посуда и сувенирная продукция. 

Новое поколение коллекционеров все больше обращается к произведениям непопулярных ранее заводов. Историческая значимость и самобытность изделий удаленных от центра России производств становятся важными факторами для собирательства. Коростеньский фарфоровый завод – одно из известных фарфоровых предприятий на территории Украины. Его разнообразная декоративная продукция, посуда, скульптура великолепно вписываются в наш быт и имеют коллекционную ценность. Самым плодотворным и ярким периодом в истории завода считается послевоенный. В это время здесь работали такие талантливые мастера, как В. Яцевич и супруги Трегубовы. Яркий, выразительный колорит их работ подчеркивает национальные особенности Коростеньского фарфора.

Среди произведений, представленных сегодня в антикварных галереях, встречаются оригинальные и выразительные по традиционному украинскому колориту предметы Полонского завода художественной керамики. Предприятие, основанное в 1895 году предпринимателем Моисеем Бричкиным, является одним из старейших на Украине. Первоначально это был небольшой завод по изготовлению маленьких фарфоровых скульптур и фигуративных подсвечников, сюжеты для которых сам Бричкин подсматривал на местных ярмарках у ремесленников. В 1927 году предприятие получило статус самостоятельной артели «Керамик», сохранив это название до 1956 года. В середине 50-х артель становится государственным предприятием. Производство, расширявшееся с каждым годом, не потеряло оригинальности и самобытности стиля своих произведений. Предметы мелкой пластики с милыми и забавными сюжетами, словно подсмотренными художниками из жизни, стали визитной карточкой Полонского завода.

Продукция Минского фарфоро-фаянсового завода знаменита своими оригинальными фарфоровыми фигурками периода 50-70- х годов, отличающимися выразительным, лаконичным рисунком, спокойной цветовой гаммой и скромностью декора. Коллекционными изделиями считаются произведения редких сюжетов на тему сказок и фигурки детей. Минский завод известен керамическими мозаичными панно, которыми оформлено множество жилых и общественных построек. Завод был основан в 1883 году на местном глиняном месторождении и вплоть до его закрытия в 1990-х годах был самым крупным предприятием по производству фарфора и фаянса в Белоруссии.