Энциклопедия
Федотов Павел Андреевич
русский художник

Федотов Павел Андреевич (1815-1852) – знаменитый русский художник, автор выразительных по характеристики персонажей, жанровых картин, основоположник критического реализма в живописи середины XIX века.

Федотов Павел Андреевич, художник

Родился П. А. Федотов в многодетной семье мелкого чиновника, отставного прапорщика. Детство юного художника прошло на окраинах Замоскворечья, где во дворах и на улицах он встречал яркие образы, колоритные типажи своих будущих картин. Федотов с интересом наблюдал за жизнью горожан, подмечал характерные особенности, и, не без великолепного чувства юмора, делал свои первые зарисовки.

По семейной традиции, в одиннадцать лет Федотова отправили учиться в Московский кадетский корпус. Успехи Павла в учебе радовали родителей. Однако юноша раскрыл в себе еще один талант – художника, о котором знали его друзья и некоторые преподаватели, и совсем не догадывались родители. П. Федотов много рисовал, иногда его художества появлялись на полях учебных тетрадей. Характер его рисунков был сатирический, сюжеты были злободневны, а портреты карикатурны.

После учебы он поступил прапорщиком в гренадерский Финляндский полк в Петербург, и был доволен своей службой, имел возможность заниматься музыкой, писал стихи, сочинял эпиграммы на друзей и много рисовал. По своей бедности Федотов не мог участвовать в офицерских кутежах, все свободное время он посвящал искусству. Его успехи были замечены не только друзьями и ценителями, но и Светлейшим Государем Николаем Павловичем, прочащим ему карьеру художника–баталиста. Чувствуя свое истинное призвание в искусстве, П. А. Федотов уходит на пенсию по военному стажу и совсем оставляет службу. Федотов поступает в Академию Художеств. Его способности и талант чуть было не отверг К. Брюлов, видя огрехи в рисунке из-за явного самоученичества юноши. Федотов много работал, «выправляя руку», штудировал академический рисунок. Результат не заставил себя долго ждать, пришло и мастерство и понимание художественных задач.

Большое впечатление на Федотова произвел батальный класс АХ и уроки профессора Зауервейда. Требования педагога Федотов выполнял блестяще. Он изнутри знал военную службу, бывал на парадах, великолепно знал особенности костюма и орденских отличий. Академическая рутина давала необходимую подготовку, но лишала радости творчества. В свободное время Федотов обращался к бытовому жанру, который впоследствии сделал его знаменитым.

Особого внимания заслуживают работы раннего творчества художника: «Портрет отца», «Прогулка», выполненные в технике акварели, «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка Великого князя Михаила Павловича».

Первая картина сатирического жанра, которую Федотов решился преставить на суд профессиональной критики, была написана в 1847 году. Ее название - «Свежий кавалер», не лишенное чувства юмора, сразу запомнилось и критикам, и профессорам, и поклонникам таланта Федотова. Как точно сумел художник передать атмосферу в доме новоиспеченного чиновника, после вчерашней пирушки по поводу повышения по службе. Как выразителен диалог между персонажами. Сколько горделивого величия в позе главного героя, сколько надменности во взоре и красноречивом жесте. Он указывает своей прислуге на орден, приколотый к старому халату, а она протягивает ему истоптанные башмаки, едва сдерживая смех. Художник смело противопоставляет живой народный юмор и женскую красоту чопорности и условности казенного мира.

В этом же году была написана другая знаменитая картина Федотова «Разборчивая невеста». Это произведение до сих пор является точным предостережение для всех молодых и не очень молодых особ, нерешительных в своем выборе. Федотов выбирает здесь язык гротеска, демонстрируя итог нелепого сватовства. Перед нами уже немолодая женщина, кокетливо умиляющаяся ухаживаниям горбатого и потрепанного жизнью жениха.

Тему более удачного перспективного брака представляет следующая известная картина художника «Сватовство майора», написанная в 1848 году. Картина написана по принципу главной сцены, на которой разворачивается действие, и театральных кулис. На первом плане - молодая девушка из купеческой семьи, взволнованная появлением жениха, и ее мать, с силой удерживающая вспорхнувшую беглянку. В этих двух образах – яркие типажи современниц Федотова. По его картине можно судить о том, как устроен купеческий быт и каковы его нравы. Художник большое внимание уделяет интерьеру, костюмам, говорящим за себя мелочам. Произведение привлекает к себе внимание не только остротой характеристик, но и мастерством кисти. Не случайно, что за эту картину Федотов получил звание академика. Картина принесла художнику славу и материальное благополучие. Сюжет был настолько удачен, что художник сделал с нее несколько авторских копий.

По картине «Завтрак аристократа» (1850) можно судить о быте молодого чиновника, застигнутого врасплох визитом нежданного гостя. Молодой человек прячет свой скромный завтрак под кипу бумаг на рабочем столе. Работа отличается повествовательной выразительностью, и подробным перечислением всевозможных атрибутов делового человека. Зритель с неподдельным интересом разглядывает эту картину, каждый раз находя что-то новое для себя.

Известная в нескольких вариантах картина «Вдовушка» стала одной из любимых картин П. А. Федотова. В произведении художник достигает особой эмоциональной выразительности, показывая безысходность молодой женщины, имущество которой описано за долги.

Одной из последних, не законченных работ художника стала картина «Анкор! Еще анкор». Здесь художник с иронией, сочувствием и отчетливой долей трагизма, показал печальную действительность - времяпрепровождение офицера николаевской армии, занимающегося дрессировкой пуделя.

П. А. Федотов прожил недолгую, но насыщенную творчеством жизнь, оно занимает одну из ярких страниц в истории русского искусства. Картины художника хранятся в музейных коллекциях и частных собраниях.