Энциклопедия
Ганзен Алексей Васильевич
(1876-1937) – знаменитый маринист

Ганзен Алексей Васильевич (1876-1937) – знаменитый маринист, живописец, график, один из талантливых внуков И. К. Айвазовского. Он собрал великолепную коллекцию русской и европейской живописи и открыл в 1910 году художественную галерею в Одессе, которая просуществовала семь лет. 

А. Ганзен родился в Одессе в 1876 году. На берегу Черного моря прошло его детство и юность. Он, как и все мальчишки, мечтал о путешествии к таинственным островам и далеким странам. Его романтические фантазии перекликались с творческими способностями, которые проявились рано. Однако, первое образование Ганзена было юридическим. После окончания Одесского университета и вплоть до Октябрьской революции он находился на гражданской службе в Ведомстве учреждений Императрицы Марии. 

В 1915 году был приписан к Морскому министерству в качестве художника Главного морского штаба России. Художественное образование А. В. Ганзен получил в Европе. 

Желание заниматься живописью захватило художника, а его природное дарование требовало профессиональных навыков. Алексей Васильевич учился в двух Академиях изящных искусств - в Берлинской и Дрезденской. Его учителями были талантливые педагоги - профессора Карл Зальцман и Поль Мейергейм.

После окончания обучения по решению совета Берлинской академии А. Ганзен был назначен старшим художником в группе выпускников- пенсионеров, направленных в Италию на стажировку. В его обязанности входила организация творческой практики в Генуе. Под его руководством студенты писали этюды на берегу моря в течение четырех месяцев.

Алексей Васильевич блестяще справился со своей задачей, проявив кураторские и педагогические способности. Участвовать в выставках А. Ганзен начал с 1898 года. Сначала в Одессе и в Петербурге в залах АХ, потом дебютировал на ежегодной художественной берлинской выставке в 1903 году с работой «Depeschen boot». После творческой поездки в Геную и путешествий по Италии художник отправляется в Париж совершенствовать свое мастерство.

Художественная жизнь Франции поражала разнообразием возможностей. Однако А. Ганзен выбирал более классическое направление для развития живописных навыков. Он попадает к таким мастерам, как Энтони Роберу-Флёри и Жюлю Лефевру, и без устали работает в их мастерских. Влияние французских мастеров на творчество талантливого наследника русских традиций было деликатным, оно обогатило искусство Алексея Ганзена новыми художественными образами и эффектными живописными решениями. Все это сформировало яркую творческую личность, и придавало его маринам особую индивидуальность.

По событиям русско–японской войны Ганзен написал много картин, таких, как «Гибель броненосца «Петропавловск», «Ночная атака и отражение миноносцев», «Броненосный крейсер «Адмирал Макаров, которые заняли важное место в исторической хронике событий начала ХХ века. Успех этой серии стал началом новой интересной темы в творчестве художника. С 1909 года Ганзен все больше стал посвящать свое творчество флоту. Военные корабли на фоне живописного пейзажа выглядели очень убедительно и достоверно. Художник выбирал различные моменты сражений и события мирной жизни. Выразительны и красочны картины с фрагментами военных действии, когда все орудия приведены в боевую готовность и море бурлит от прорезающих его снарядов. Есть у А. Ганзена и картины со спокойным морем, когда художник любуется кораблями, выведенными на рейд. Художник и сам не редко оказывался участником путешествий. Он знал и любил море и хотел постигнуть всю силу красоты этой стихии. 

В 1909 году он сопровождал на крейсере «Адмирал Макаров» императорскую яхту «Штандарт» в дни памятных встреч Николая II с главами государств Германии, Франции и Великобритании. В ту весну 1909 - го было создано более шестидесяти этюдов, один из которых был подарен русскому императору. А. Ганзен был удостоен великой части знакомства с Николаем II и получил заслуженную награду – декоративную булавку в виде российского герба с бриллиантами. В этом же году А. Ганзен едет в Крым и на Кавказ, пишет много этюдов и плодотворно работает. Он пишет морские пейзажи, различные по настроению. 

В 1910 году художник организует персональные выставки в«Internazional art Gallery», где представляет более пятидесяти живописных полотен, более десяти акварелей, и офорты. В этом же году он задумывается о создании картинной галереи в Одессе и находит поддержку в лице друзей художников. На эту идею живо откликнулись и предложили свою помощь Ростиславов, Билибин, Кустодиев, Рерих.

А. Ганзен активно участвовал во многих выставочных проектах, проходивших в Петербурге и Москве. После 1914 года он обосновался в городе на Неве, часто выезжал в Крым на свою дачу, где писал картины в технике масляной живописи, делал акварели, работал в смешанной технике, занимался офортом. 

Его батальные сцены и точные изображения российских кораблей репродуцировали в журналах «Огонек», «Нива», «Летопись войны» Алексей Васильевич принял участие в создании иллюстрированного альбома Посвященного «Российскому Императорскому флоту», куда вошли репродукции с акварелей художника. Он представил типы русских судов от бота Петра первого до кораблей нового поколения.

Около двадцати пяти листов точных и выразительных рисунков было опубликовано в альбоме. Творчество А. Ганзена привлекало к себе внимание зрителей и коллекционеров широкого круга. Его работами интересовались и поклонники И. Айвазовского и неравнодушные к отечественной истории военные инженеры, а также всех любители морского пейзажа. Море в картинах и рисунках А. Ганзена не лишено и романтических черт, и документально исторических характеристик. Цветовая гамма его работ также разнообразна и богата множеством нюансов. Есть картины, написанные в традициях его знаменитого деда, особенно те, в которых он пишет Черное море и виды Крыма. 

Важным и этапным событием в жизни художника стало выдвижение его кандидатуры в 1917 году на звание академика. Из-за революции церемония награждения, назначенная на октябрь, была отменена. Тревожное время после октябрьского переворота изменило жизнь художника, да и повлияла на художественную жизнь России в целом. Алексей Васильевич все больше чувствовал нестабильность своего положения и в январе 1920 года покинул Россию, обосновавшись в Югославии. 

Вдали от Родины он продолжает активно работать и участвовать в выставках, среди которых и было много персональных, разбросанных по всей Европе. 


Творчество А. В. Ганзена многогранно и разнообразно. Известно, что за свою жизнь он написал около 3000 картин, а его акварелям, рисункам и графическим работам нет счета.

Обладая целеустремленным характером и огромной силой воли, он проявлял колоссальную работоспособность. Его творчество занимает одну из ярких страниц в истории отечественного искусства, оно прославило Русский флот на века,  связав живопись с искусством и историей кораблестроения.