Энциклопедия
Городницкий фарфоровый завод (Городницы)
русский фарфор

Городницкий фарфоровый завод (Городницы) – один из известных центров фарфорового производства на Украине.

История завода берет свое начало в конце XVIII века. Ее возникновение связано с развитием фабрики в Корце, которая расширившись, построила еще одно предприятие в Городнице. Началом работы фабрики в Городнице считается апрель 1807, когда была запущена первая линия фаянсового производства. К середине века качество фаянса было очень высоким. Его сравнивали даже с Веджвужским.

С 1856 года на фабрике стали выпускать фарфор. В 1860-е годы наступает новый этап развития производства, связанный с деятельностью его нового владельца - Вацлава Руликовского. Он оснащает фабрику новым оборудованием, приглашает специалистов из Европы. Двадцатилетняя успешная деятельность завода и подъем производства на более высокий уровень закончились трагедией. Большой пожар, случившийся на фабрике в конце 1870-х, практически уничтожил ее. 

До революции фабрика неоднократно перепродавалась. В 1917 году перешла в аренду к коммерсанту А. Засуману, который расширяет производство, и кроме столовой посуды запускает и предметы декоративно прикладного характера. Он приглашает французских и чешских мастеров. Из русских художников, работающих на фабрике в то время можно назвать Романовского и его сыновей. Наряду с росписью фарфора, используется такая популярная техника как деколь. Ассортимент становиться разнообразнее, появляются такие декоративные предметы как коробки для чая, туалетные флаконы, кашпо и вазы для фруктов, кувшины для воды и вина. Появляется и фигуративная пластика с мифологическими сюжетами. 

В 1923—1924 годы Городницкий завод вошел в состав Всеукраинского треста«Фарфор-фаянс-стекло», и его переименовывают в завод им. Коминтерна. В декоре и символике столовой, чайной и кофейной посуды прослеживается дух времени. Ведущим направлением 1920 –1930 х. годов остается скульптурная пластика.

Тематика для настольной скульптуры соответствовала духу времени. Популярными персонажами становились танкисты, летчики, пионеры, доярки, колхозницы. Ведущими мастерами-скульпторами были Р. Марчук, Ю. Гаврилюк. Самые известные произведения Р. Марчука – фигурки детей, занятых игрой, и животных. Произведения радуют глаз живостью и непосредственностью персонажей. А вот Ю. Гаврилюка узнают по композиции «Детский танец». 

В 1940-е годы ведущие художники завода - О. Крыжановский, З. Мосийчук, Т. Крыжановская. Мастера создают жанровую и анималистическую скульптуру. Послевоенные годы отмечены еще большим разнообразием продукции и расширением тематики мелкой и крупной пластики. В росписях изделий преобладают русские традиции, красочная палитра радует яркостью красок. Тема национальной литературы и сказок так же дают художникам волю фантазии, позволяя создавать яркие образы: «Тарас Бульба», «Карась» и «Одарка» (автор Щербина) Петух – любимый персонаж. Этот яркий колоритный герой возникает и в живописных росписях сервизов и ваз, появляется меткой пластике. 

Среди декоративных предметов завода есть столовые приборы, выполненные в виде фигур. Самыми популярными стали «Графин Петух», набор стопок и графин «Рыбы». Произведения отличаются выразительностью и лаконичной отделкой. Внутренняя часть рюмок и графина «Рыбы» залита золотой эмалевой краской. Глядя на декоративные предметы, возникает ассоциация с произведениями русского серебра с эмалями. Изделий завода имеют свой оригинальный стиль, который всегда отмечают критики международных выставок.

Предметы Городницкого фарфорового завода разного периода времени имеют художественную и коллекционную ценность.