Энциклопедия
Грабарь Игорь Эммануилович
русский импрессионист

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960) - выдающаяся личность в русском искусстве ХХ века, знаменитый художник, общественный и музейный деятель, крупнейший теоретик искусства, педагог, реставратор, архитектор. И. Э Грабаря называют русским импрессионистом за оригинальную неповторимую манеру живописи.

Грабарь Игорь Эммануилович, художник

Его творчество представляет собой яркое явление, к исследованию которого обращаются многие искусствоведы, как к характерному примеру позднего импрессионизма. Живописная фактура его произведений представляет собой сложную многослойную технику, вобравшую все богатство палитры. Игорь Грабарь учился в Академии художеств, в мастерской И.Е. Репина, продолжил образование в Мюнхене в школе А. Ашбе. Его первая встреча с импрессионистами стала для него открытием новой живописи, чистоты цвета и возможностей подвижной фактуры. Под обаяние импрессионистов попадали почти все русские художники, вырывавшиеся в Париж.

Первые характерные черты импрессионизма прослеживаются в его работе «Зимний вечер», написанной в 1903 году. Здесь смелые мазки уверенно лепят форму, а контраст теплых и холодных тонов создает цветовую динамику. Все свои работы Грабарь писал на свежем воздухе, передавая свежесть морозного утра, ускользающую красоту голубых теней на мартовском снегу, старался поймать самые неуловимые состояния природы. Особенной живописной выразительностью отличались зимние пейзажи художника.

Одной из знаменитых работ стала картина «Мартовский снег», написанной в 1904 году. Он писал работу с вдохновением, с азартом, на пленэре, пастозно накладывая краски на холст. Лирическое настроение произведению придает изображение девушки с коромыслом, фигура которой дана силуэтом. Жанровый мотив как намек не сюжет, главный герой картины – снег.

Импрессионизм в России приобрел оригинальную форму, свое яркое национальное звучание, слился с другими направлениями рубежа XIX – ХХ веков. В нем было тяготение к декоративности, к открытому цвету, и какое-то неуловимое родство с модерном. Все эти черты были характерны для живописи Грабаря, в которой совершено очевидны праздничность и мажорность мотива.

{advt}

Импрессионизм Грабаря был больше связан с реалистической традицией, чем художественными экспериментами новых стилей и восприятия французского современного искусства. Самое знаменитое полотно Грабаря «Февральская лазурь» - проявление самых лучших особенностей русского искусства. Другие его пейзажи так же стремительно развивают эту тему и превосходно передают световоздушную среду солнечного дня- «Уголок усадьбы», «Луч солнца», «Вешний поток», «Зимнее утро», «Иней».

В Натюрмортах и портретах И. Э. Грабарь решает те же натурные задачи, добивается выразительности фактуры- «Неприбранный стол», «Дельфиниумы», «Груши на синей скатерти», «Красные яблоки». Интересны эксперименты художника с соединением жанров. Он пишет натюрморт в интерьере, или на фоне пейзажа, достигая необычайной декоративности и эмоциональной насыщенности.

В работах более позднего периода импрессионистическая манера письма меняется в сторону реалистической традиции. Грабарь, верный своим ранним исканиям, создает картины, отличающиеся мастерством и артистизмом исполнения, написанные зрелым мастером и твердой рукой.