Энциклопедия
Гужавин Михаил Маркелович
(1888-1931) - русский живописец

Гужавин Михаил Маркелович (1888-1931) - русский живописец, мастер пейзажа, участник многочисленных выставок в залах Академии художеств, и Общества поощрения художников, в экспозициях Товарищества передвижников и общества А. Куинджи. 

Родился в 1888 году в семье священника в деревне Гужавино Вятской губернии, и с детства мечтал стать художником. Свои первые профессиональные навыки осваивал в иконописной местной мастерской. В начале ХХ века приехал в Петербург, учился в рисовальной школе Общества поощрения художников, а в 1911 году поступил в АХ. М. Гужавин и стал учеником профессора пейзажной живописи Н.Н. Дубовского, который оказал на юного живописца огромное влияние.

Михаил всегда обладал сильной волей и постепенно шел к своей главной цели – стать профессиональным мастером. Он плодотворно работал, следуя наставлениям своего знаменитого учителя, много занимаясь и самостоятельно. Плодотворная учеба увенчалась успехом. За картину «Тихая ночь» в 1917 году М.М. Гужавин был удостоен звания художника первой степени и получил право на заграничную поездку в качестве пенсионера от Академии художеств.

Однако, Михаил Маркелович отказался от этой возможности и, как патриот, остался на Родине. 1917 год был переломным в судьбе России, и очень не простым  в жизни художника. М. Гужавин много работал, совершенствуя свое мастерство, познавая и изучая натуру. Уже в ранних своих работах он выступает как истинный живописец. Его картина «Летний двор» 1917 года поражает ясностью форм и свежестью палитры. Здесь все пронизано светом и воздухом. Этюдный характер картины передает впечатление художника, очарованного будничным мотивом.

В голодные 1920-е годы после тревожных лет революции и Первой мировой войны Гужавин переехал под Полтаву, где жил, работал, преподавал живопись и устраивал выставки своих учеников. В историю русского искусства М. М. Гужавин вошел как мастер лирического пейзажа, продолжая традиции русской реалистической живописи. 

Большое впечатление на Михаила Маркеловича производило творчество И. Левитана, в котором он чувствовал эмоциональную выразительность и глубину замысла. Ближе всего к левитановской манере такие картины художника: «Золотая осень» (1917), «На Родине. Калевалы» (1929), «Пейзаж с церковью» (1923), «Деревня над рекой» 1920-е. гг. 

М. Гужавин писал сельские и городские пейзажи в разное время года, точно передавая состояние природы. Одной из ранних, традиционных работ можно назвать картину «Тихая лунная ночь». Заснеженный пейзаж привлекает выразительностью композиции. Холст разделен на две части линией горизонта. Звездное, темно- синее небо и белое поле под снежным покровом, на краю которого расположилось село. Пейзаж рождает в памяти поэтические строки о русской зиме. Состояние вселенского покоя и тишины передает и сдержанная цветовая гамма. 

Совсем другое настроение раскрывается в работе  «Зимний пейзаж» 1919 года. Небольшой размер холста - 28х36 см. говорит, что это скорее этюд, чем картина, написанный по яркому впечатлению художника. В природе бывает так, что снег выпадает рано, в октябре, когда деревья в лесу не успевают сбросить свой багряный наряд. Художник передал это состояние контрастом голубоватого снежного покрова и ярко оранжевых, янтарных крон деревьев, освещенных заходящим солнцем. Он поймал один из самых красивых видов вечернего леса в предзакатный час.

М. М. Гужавин любит писать эффектные освещения: «Закат зимой» (1920) , «Тихий Вечер». Весенние пейзажи М. Гужавина написаны, как правило, в светлых тонах, передают чистоту и прозрачность холодного воздуха: «Дерево во дворе» (1917).

Одним из шедевров творчества М. Гужавина является картина  «Полевые цветы», в которой выразил свою любовь к родной земле. Совмещение перспективного дальнего и переднего плана здесь выполнено блестяще. Чистое голубое небо с легкими прозрачными облаками занимает почти всю плоскость холста, а в нижней части картины - край поля с цветами и разнотравьем. Художник мастерски прописывает травинки, мелкие незабудки, лютики и, тянущуюся к солнцу сурепку. В работе проявилось точность и виртуозность его кисти. М. Гужавину превосходно удалось передать атмосферу летнего зноя и радости жизни, которую он испытывал, глядя в бескрайнее русские поля. Это мотив в творчестве художника встречается довольно часто. Полевые цветы в полях М. Гужавин писал довольно часто, каждый раз обыгрывая этот мотив разнообразием цветовой гаммы. Картины с жанровым мотивом занимали в его творчестве особое место.

Он писал ярмарки в Вятской губернии и сцены из жизни деревенских жителей. Художник много путешествовал по России и черпал вдохновение пейзажах русской провинции, искал очарование в будничном мотиве, находя среди сельских жителей много колоритных образов: «Украинка», «Крестьянки в поле», «Кумушки судачат. Осенняя элегия» (1927). Последняя из работ написана широкими свободными мазками, которые великолепно лепят формы, расставляя яркие цветовые акценты. Очень живописны красные юбки, платки женщин, на фоне деревенского пейзажа под купами деревьев. Живописная палитра поражает богатством и выразительностью оттенков, свежестью восприятия натуры.

Творчество Михаила Гужавина уникально. Оно несет в себе традиции русской школы живописи и раскрывается перед зрителем бесконечным разнообразием художественных возможностей. М. Гужавин – художник нового поколения, сохранивший в своих произведениях классику жанра и новаторство поиска.