Энциклопедия
Хлобыстин Андрей Леонидович
талантливый художник, знаменитый куратор и теоретик искусства

Хлобыстин Андрей Леонидович – известная личность в Петербурге, легендарная фигура Пушкинской, 10. Его талант многогранен, а творческий опыт уникален и неповторим. Он, прежде всего, талантливый художник с ярким индивидуальным стилем, а также знаменитый куратор и теоретик искусства. Хлобыстин – организатор семинаров, конференций, фестивалей по вопросам современной культуры, натура чрезвычайно деятельная. Он очень целеустремлённый по жизни человек, с лёгким характером и большим чувством юмора, обладает удивительной способностью собирать вокруг себя творческих людей, единомышленников. Хлобыстин был первым искусствоведом в городе, кто сотрудничал с ленинградским андеграундом и занимался независимым искусством.

Хлобыстин Андрей Леонидович

А. Хлобыстин – коренной петербуржец, родился в 1961 году в семье археологов. Его интерес к искусству проявился в детстве, когда мама привела его в Выборгский Дворец Пионеров в кружок рисования. Когда родители брали его с собой в экспедиции, он делал рисунки к книгам по археологии, объехал вместе с ними множество заповедных, удивительных по своей архаичности мест, побывал в Средней Азии, за Полярным кругом. Неустроенность быта, кочевой образ жизни только закалял характер юноши. Ему очень нравилось путешествовать, развивать наблюдательность, передавать свои впечатления в рисунках и путевых заметках. Андрей и сегодня не сидит дома, он всегда в движении и занят делом. В 1977 году он окончил художественную школу Дзержинского района и уже тогда был среди учеников лидером. В 1983 году получил диплом искусствоведа на историческом факультете Ленинградского Гос. Университета.

Его научная искусствоведческая практика началась в работы в музеях. Он был зав. сектором дворцов Нижнего парка в Петергофе, а потом несколько лет занимал должность хранителя в Научной библиотеке Эрмитажа. Его преподавательская деятельность стала одним из успешных занятий, увлекавших его по жизни. Он преподавал историю искусства в Университете им. А.И. Герцена, затем в Российской Христианской Гуманитарной Академии, а так же в Свободном Университете-2 и Институте Pro Arte. Читал лекции в Молодежном Центре Эрмитажа, а в 1985 году стал одним из учредителей «Ленинградского Клуба Искусствоведов».

С конца 1980-х годов Хлобыстин окунулся в художественную жизнь молодежного андеграунда. Человек с классическим университетским образованием, он настолько проникся это новой современной культурой, что стал её теоретиком и созидателем. Андрей участвовал в многочисленных выставках, проходивших тогда в городе на Неве, например, в проектах группы «Новые Художники» и объединениях «Клуб Друзей Маяковского» и «Музей Творческих Содружеств», товарищества «Свободная Культура». Большую роль в творческой жизни играло общение в творческой среде, без которого, наверное, не обходится ни одно современное художественное мероприятие. Актуальное искусство требует комментариев, тезисов и манифестов. На этой теоретической ниве Хробыстин познакомился и подружился с Тимуром Новиковым и с 1995 года играл важную роль ученого секретаря его Новой Академии Изящных Искусств. Андрей всегда много путешествовал; этот полученный в детстве заряд бодрости и поиска приключений не покидал его. Он жил и работал в Париже, Нью-Йорке, Мехико, Берлине, Вене, вращался в кругу знатоков современного искусства, бал знаком с Джоном Кейджем, Нам Джун Пайком, Дональдом Джаддом и другими. Процесс взаимопроникновения современных культур, обмен опытом западных художников с российскими творцами был ему необычайно интересен. Хлобыстин стал автором нескольких творческих объединений, организаций: Художественная Воля (1997), Институт Истории Современного Искусства (1999), Музей Современного Искусства при НАИИ (2002). На Пушкинской 10 Андрей создал архив документов и фотографий, а также библиотеку.

Творчество Андрея Хлобыстина свободно от догм, находится в постоянном развитии в поисках новых художественных воплощений. Рисунки и живописные произведения, удивительные по выразительности портреты друзей современников, световые объекты, фотоколлажи, инсталляции – в каждой работе живая мысль, совершенствование формы под воздействием идеи замысла.