Энциклопедия
Хруцкий Иван Фомич
мастер натюрморта

Хруцкий Иван Фомич (1810-1885) – замечательный русский художник середины XIX века, мастер натюрморта.

Хруцкий Иван Фомич , художник

В истории изобразительного искусства натюрморту выпала особая роль, которая чаще всего соответствовала нравам и обычаям того времени. В зависимости от той или иной эпохи, изображению фруктов, овощей, дичи и предметов на холсте придавали разнообразное значение. Долгое время натюрморт был лишь дополнением образа главного героя, или становился частью интерьера. Чаще всего изображение отдельных предметов помогало автору раскрыть символический замысел произведения. В XVII столетии, достигнув своего наивысшего расцвета, натюрморт становится самостоятельным жанром. Изображению важных атрибутов художники по-прежнему продолжали придавать особую роль, расставляя в картине нужные смысловые акценты. Мастера голландского натюрморта чувствовали особую склонность к демонстрации "жизни" вещей.

На протяжении XVII века натюрморт в Голландии претерпевает заметную эволюцию: из скромного изображения окружающих человека предметов он превращается в пышное зрелище. Достаточно вспомнить знаменитые натюрморты Франса Снайдерса, Биллема Калфа, Яна Давидса де Хема или произведения малых голландцев. В середине XIX века интерес к классическому натюрморту возникает снова, позволяя художникам нового поколения возродить в своих произведениях великолепие и роскошь блистательной традиции. В европейском искусстве эта тенденция получила большое развитие, а в русской живописи имен гораздо меньше. Иван Хруцкий стал одними из блистательных мастеров натюрморта, выполненного в духе голландской живописи. Он знал искусство голландцев в совершенстве. И. Хруцкий был сыном священника старинного польского рода.

Родился в 1810 году в Полоцке, учился в местной гимназии, а в 1827 году прибыл в Петербург. Благодаря старинным семейным связям и доброму участию его земляка Езефу Олешкевичу, Хруцкому разрешили посещать Эрмитаж в качестве ученика-художника. Возможно, что в начале 1830-х годов Хруцкий работал подмастерьем у прославленного английского живосца Джорджа Доу, подносил и смешивал краски, наблюдал за работой мастера, копировал картины старых мастеров. В 1833 году Хруцкий стал студентом Императорской Академии художеств. Он учился у М. Воробьева, П. Брюллова, А. Варнека.

В 1836 году художник получил серебряную медаль за картину «Цветы и плоды» и звание свободного художника, а в 1839 году – звание академика. Говоря о раннем творчестве И. Хруцкого, необходимо отметить, что композиции его натюрмортов отличались простотой построения, а сама живопись некоторой условностью: «Натюрморт с вазой», «Натюрморт с птицей». Его знания живописи старых мастеров и подражание их манере исполнения были очень заметны. В этой связи хотелось бы обратить внимание на портреты Хруцкого, которые он выполнял в конце 1830-х годов, находясь в стенах Академии, и после 1840-го года, когда по семейным обстоятельствам уехал из Петербурга на Родину.

Для портретов Хруцкого характерна точность портретного сходства, удачны композиционные решения, но в манере письма явственно звучит мотив «парсуной живописи», так характерной для польского искусства XVIII века. Вот некоторые из произведений: «Девочка в голубом платье », «Портрет мальчика в соломенной шляпе», «Портрет старухи, вяжущей чулок». В такой манере писали свои портреты и польские художники, современники Хруцкого, такие, например, как Павел Колендас.

Портреты Хруцкого близки произведениям русских художников неакадемической школы. Находясь в Полоцке, Хруцкий на время оставляет тему натюрморта, он пишет много портретов на заказ. Среди его изображенных  видные деятели того времени: Миколай Малиновский, Иеромонах Викентий Лисовский, Иосафат Булгак, митрополит греко-униатской церкви Российской империи и другие. Иван Хруцкий был самобытным портретистом и превосходным рисовальщиком, писал пейзажи, однако в историю русского искусства он вошел как талантливый художник натюрморта, мастер эффектных композиций, составленных из спелых фруктов и овощей, написанных изысканно и виртуозно. Работы отличаются мастерством изобразительного языка, великолепной передачей различных фактур предметов и сложных цветовых градаций. Его натюрморты из сочных плодов и тонкие по живописи букеты получили большое признание у современной публики.

У Хруцкого было много ценителей его тонкого искусства, причем понравившиеся заказчикам натюрморты, особо популярные композиции, художник переписывал по нескольку раз. Поэтому не случайно, что на антикварном рынке сейчас встречается большое количество авторских копий художника. Творчество И. Хруцкого занимает одно из важных мест в истории русского искусства, работы мастера представлены в коллекциях музеев, хранятся и в частных собраниях.

Работы Хруцкого еще при жизни художника и гораздо позже пользовались большим успехом, что вызвало волну последователей и подражателей. Этот важный факт заставляет более пристально относиться к подлинным произведениям Хруцкого – настоящим шедеврам русской живописи европейского уровня.