Энциклопедия
Иванов Александр Андреевич
великий русский художник

Иванов Александр Андреевич (1806-1858) - великий русский художник, автор пейзажей, портретов и картин на евангельскую тему.

Иванов Александр Андреевич, художник

А. А. Иванов родился в С.-Петербурге в 1806 году в творческой семье, профессора Академии художеств. Первые уроки живописи и рисунка он получил от отца, что во многом определило его творческий путь. С 1817 году А. Иванов стал вольнослушателем АХ. Ему посчастливилось учиться в мастерской профессора Ф. Е. Егорова. За успехи в живописи в 1824 году Иванов получил серебряные медали, за работу «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора» - малую золотую медалью, а за картину «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона», написанную в 1827 году ему вручают большую золотую медаль.

В продолжении академического образования А. Иванов был награжден поездкой за границу. В 1830 году он поехал в Европу изучать творчество знаменитых мастеров, жить и заниматься творчеством. Он много путешествовал по разным городам, но решил остаться в Италии.

Его последние академические работы претворяют эстетику романтизма. А. Иванов поднимает в своих картинах исторические темы, рассказывает о судьбоносных событиях и легендарных героях. Уже находясь в Европе, художник стремиться отойти от деклараций. В своей картине «Аполон, Кипарис и Геоцинт» (1831-1834) старается выразить идею преображения человека посредством искусства – музыки. Если сравнить законченное произведение и эскиз, то улавливается этот самый процесс, одухотворенности Кипариса и Гиацинта. Сам художник, разочарованный в своей концепции, принимая ее утопичность, оставляет ее незавершенной. Он много работает над осознанием верности своих идей и «практической приложимости» создаваемых произведений.

Центральной картиной творчества А. А. Иванова становиться знаменитая картина «Явление Мессии» (1834-1858), написанной на Евангельский сюжет. Художник разворачивает здесь панораму человеческих образов, представляя яркие типажи – раба и господина, грешницу и убежденно верующего, искренне верящих и сомневающихся фарисеев. В произведении заложена идея нравственного и духовного перерождения. А. Иванов выступил как мастер сложной многофигурной композиции, блестяще раскрыл образы персонажей, создав высокохудожественное произведение, занявшего важное место в истории русского искусства.

Главная его задача - постижение истинной природы человека, изучению которой он посвящал десятилетия жизни и творчества. Огромный интерес представляет галерея этюдов, сделанная к картине – фундаментальная подача отображения мира. Пейзажи, изображение камней, воды и неба, и, наконец, серия выразительных портретов и фигур детей, старцев, самого Христа. В каждом наброске А. Иванов искал убедительность и проникал в сущность явления – рисуя дерево, пейзаж или человека, определяя характерные черты каждого образа. «Явление Мессии» - картина мастера живописи, историка, философа, мыслителя.

К 1850 - х годам наступает период зрелости художника, он все больше размышляет христианстве, о связях различных религиозных и мифологических представлений человека. Сознание А. Иванова находилось тогда на пике новейших философских идей современности. А. А. Иванов решается на серьезную серию «Библейских эскизов». Он создал картину эпопею соединив религиозные представления христианской традиции с древнеримскими сюжетами, представив историю человечества в поэтической трактовке, охватив значительный исторический период. Искусство А. А. Иванова всегда тяготело к «большому стилю», к размышлениям вселенского характера, он мастерски воплощал фантастическое и реальное, воссоздавал добрые и мудрые сказки и пророчества библейских праотцев.

А. Иванов всегда относился со всей ответственностью к своему предприятию, планируя переработать свои эскизы во фресковые циклы с единственной просветительской целью – освободить сознание от религиозных предрассудков. Его известные «этюды с мальчиками» были ознаменованы наступлением нового этапа в его художественном мировоззрении. Этот материал отличается невероятным новаторством свободной живописи, соединившей чистоту и значительность главных тонов с различными цветовыми эффектами.

В конце творческого пути А. Иванов осуществил то, о чем мечтал в юности, достигнув высочайшего мастерства кисти и одухотворенности персонажей.

Творчество А. Иванова высоко оценено современниками и критиками последующих поколений, произведения художника находятся в многочисленных музейных коллекциях и частных собраниях.