Энциклопедия
Клевер Юлий Юльевич (сын)
(1882-1942) – русский художник

Клевер Юлий Юльевич (сын) (1882-1942) – русский художник, живописец, автор классических натюрмортов и пейзажей, постоянный участник выставок в Москве и Петербурге, член общества А. Куинджи и Товарищества художников.

                                                                                     9ino88glrhuzm6zed0jekdtccfgbt2dz.jpg

Юлий родился в семье знаменитого мастера живописи, профессора Ю. Ю. Клевера, все дети которого были талантливы от природы. Ю. Ю. Клевер (сын) или (младший) - так называли старшего сына великого метра, учился в мастерской отца, шаг за шагом постигая азы мастерства.

В 1906-1908 годы он продолжил свое образование в Германии в Мюнхенской академии художеств. 

После возвращения из Европы занимался творчеством, писал с натуры натюрморты и пейзажи. В ранних работах особенно чувствуется влияние отца: «Сосновый лес» (1911), «Лесной поселок на Чудском озере зимой» (1912) Художественная манера письма Клевера старшего проявилась в пейзаже, в умении перенести на холст световоздушную перспективу. Ясность и простота композиции, игнорирование мелких деталей и максимальное приближение к натуре – вот что объединяло мастеров двух разных поколений.

Клевер (младший) оттолкнувшись от классических основ русской школы живописи, пытался освободиться от подражания и искал свой путь в искусстве. В его пейзажах зрелого периода ощущается свежесть палитры, спад тягостного эмоционального напряжения и выбор светлых и ярких красок.

Например, в работе 1920-х годов «Пруд. Старая верба» художник написал утопающий в зелени парк в ясный солнечный день.

В историю русского искусства Ю. Ю. Клевер (сын) вошел как мастер натюрморт, к котором более отчетлива проявилась индивидуальность художника. Чаще всего он писал букеты цветов, фрукты, ягоды, грибы и овощи, а также натюрморты с рыбой. Композиции его натюрмортов почти всегда классические.

Центр холста отмечен букетом или постановкой из крупных фруктов, дальше по ниспадающей располагались боле мелкие предметы или детали. Фон работ оставался нейтральным, но был не однородным фактурным. Яркие плоды великолепно смотрелись на темно сером, оливковом или коричневом "заднике". 

Однако, более выигрышны  натюрморты на светлом фоне, где он достигал особой живописности, великолепно передавал световоздушную среду, обволакивающую предметы. Эта новая художественная манера свойственна произведениям 1910 1920-х годов. Именно к этому периоду относиться работа «Цветы на балконе». Свежесть и яркость палитры соединяется здесь с эмоциональным настроением художника, преисполненного радости бытия, ощущения гармонии человека и природы. В этой работе проявляются тенденции нового времени и традиции, а больше всего картина привлекает своими связями с эстетикой модерна.

Особенно запоминаются зрителю натюрморты с рыбой  во всем разнообразии и раками. Крупные окуни, карпы и щуки с блестящей чешуей, представленные на хосте, необычайно живописны и колоритны. Художник  сам был заядлым рыбаком, и писал водоплавающих всех мастей с натуры. Его карпы были настолько убедительны, казалось, что они чуть ли не бьют хвостом и раздувает жабры.

Обращает на себя внимание жанровая работа - «В рыбном магазине » (1938). 

Перед нами бытовая сцена перед большим аквариумом, из которого продавец сочком достает большую рыбину, а покупатель – девушка в красном берете, с интересом рассматривает. Сюжет всегда более интересен зрителю, он не только отражает эпоху 1930-х годов, но и вовлекает нас увлекательный рассказ, мысленно завершить который, можем мы сами. Картина написана в сдержанной цветовой гамме, основанной на сочетании сероватых оливковых и коричневых тонов, и лишь красный берет покупательницы, вносит яркий акцент в изображение. 

А вот другая работа художника - «Щука, стерлядь и рак играют в карты» (1920-е годы), напиминающая нам шарж на злободневную тему, или фрагмент из современной басни. Картина написана свободной и легкой кистью без акцентирования деталей. К любимым темам художник возвращался часто, радуя зрителя все новыми и новыми впечатлениями.

Натюрморты Ю. Ю. Клевер писал на протяжении всего своего творчества, много из которых он делал на заказ, повторяя полюбившиеся зрителем сюжеты.

Творчество Ю. Ю. Клевера (сына) занимает одну из ярких страниц в истории русского и советского искусства, а его работы имеют большую художественную и коллекционную ценность.