Энциклопедия
Копенгагенская королевская мануфактура Royal Copenhagen
знаменитый датский фарфор

Копенгагенская королевская мануфактура Royal Copenhagen

Фарфор "Копенгагенской королевской мануфактуры" - Royal Copenhagen.

Копенгагенская Королевская мануфактура была основана Францем Генрихом Мюллером (1738-1820), датским фармацевтом и специалистом в области минералогии. С 1770-х годов Мюллер начал производить опыты по изготовлению твердого фарфора, используя кварц, полевой шпат и каолин. На эксперименты ушло много времени и денег. В 1774 году ученый выступил с предложением о создании Датской фарфоровой мануфактуры, которое поддержала вдовствующая королева Юлиана Мария, именно она купила большую часть акций мануфактуры. В 1775 году было сформировано акционерное общество, и на первом заседании правления компании 1 мая 1775 года была утверждена торговая марка в виде трех волнистых линий, символизирующих три датских пролива – Малый Бельт, Большой Бельт и Эресунн. Идея марки приписывается королеве Юлиане.

Первые четыре года развития производства, оснащения фабрики сырьем и оборудованием, обучения и привлечения рабочей силы предприятие терпело большие убытки и практически ничего не продавало. Акционеры подали прошение королю, который 30 июня 1779 года подписал решение об изменении названия фабрики. Она стала называться Королевской фарфоровой мануфактурой, и теперь сам король взял ответственность за ее работу. Капитал стал расти, на складе накопилось более 40 тысяч готовых изделий. С первого марта 1780 года было решено открыть продажу, ознаменовавшую начало «золотого» периода в истории Копенгагенской Королевской мануфактуры.

Поначалу производство было очень дорогим, и изделия были доступны только богатым буржуа, дворянству и королевской семье, которая покупала 14% продукции.

К 1800 году было выпущено только 20 обеденных сервизов с надглазурной полихромной росписью, состоявших из большого количества предметов от 400 до 2000. Самый известный из них – «Флора Дианика» – относится к 1790-м годам. Ее предметы украшены росписью, воспроизводящей изображения из ботанической энциклопедии «Дикие растения Дании».

сервиз Flora Danica

К началу XIX века качество продукции стало снижаться, значительно сократилось количество форм и видов росписи. С 1820 года, когда художественным директором завода стал немецкий архитектор Густав Фридрих Хец, производство обновилось, наступил период французского стиля ампир. Белый фарфор декорировали пышным золоченым орнаментом и полихромными изображениями цветов или пейзажей. Тогда же на заводе стали делать в бисквите произведения датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1770-1844). В 1868 году владельцем производства был назначен Г.А. Фальк. Он по-своему модернизировал дело, так что прибыли предприятия становились более высокими.

Новая эпоха для мануфактуры началась с приходом в 1885 году Арнольда Эмиля Крога (1856-1931). Э. Крог стал осваивать новые художественные приемы и организовал экспериментальную мастерскую. Эксперименты привели к возникновению новой техники, при которой краска наносилась пульверизатором. Цветовая палитра утратила былую яркость, став практически монохромной, но не потеряла выразительности. Это стиль Э. Крога был назван «копенгагенским». К середине 1890-х годов цветовая гамма подглазурных красок расширилась, включив цвета от оттенков синего и зеленого до нюансов серого и коричневого. Краски, покрывавшие поверхности ваз, декоративных блюд и сервизов, убедительно передавали датские пейзажи и природу, авторскую роспись делали узнаваемой. На протяжении всего XX века продукция датской мануфактуры была популярна и всегда лидировала на выставках декоративно-прикладного искусства, привлекая внимание зрителей, завоевывая премии и медали.