Энциклопедия
Крамской Иван Николаевич
знаменитый русский художник, портретист

Крамской Иван Николаевич (1837-1887) - знаменитый русский художник, талантливый портретист, автор жанровых и истерических картин, участник и вдохновитель знаменитого «бунта 14», организатор "Артели свободных художников" и "Товарищества передвижных художественных выставок".

Крамской Иван Николаевич, художник

И. Н. Крамской был родом из Воронежской губернии из города Острогожска. Талант Ивана Николаевича открылся рано, он рисовал с детства, брался за кисть или перо, когда видел что-то для себя интересное. В пятнадцать лет юношу отдали в местную иконописную мастерскую, а год спустя он поехал в Харьков и стал работать ретушером у одного фотографа. Новое дело захватило юношу, он не только узнавал много нового, осваивая новую профессию, но и имел возможность путешествовать со своим наставником по России. Судьба привела И. Крамского в Петербург, где он остался и стал работать у самых знаменитых фотографов столицы. Однако Иван Николаевич чувствовал свое призвание в занятиях живописью, ему хотелось получить профессиональное образование. Он поступил в Академию художеств в 1857 году, но был стильно разочарован консервативной методикой образования.

Крамскому были близки реалистические традиции в искусстве, он разделял прогрессивные идеи Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Работая над историческими картинами, изучая разные эпохи, Крамской пытался подключать свое воображение. Свой метод анализа и сопоставлений исторической ситуации в современном контексте Крамской противопоставил академической традиции. За картину «Поход Олега на Царь-град», написанную в 1861 году он был удостоен второй золотой медали, а второй серебряной за картину «Смертельно раненный Ленский». Важнейшим событием в истории русского искусства стало выступление четырнадцати выпускников Академии во главе с И. Крамским в 1863 году, отказавшихся писать картину на заданную академической комиссией тему «Пир во Валгалле». «Бунт четырнадцати» вызвал настоящий скандал, обернувшийся широкой оглаской, отчислением четырнадцати бунтарей из АХ и полицейским надзором за Крамским. Крамской был талантливым организатором и сумел не только выразить свой протест, но и собрать вокруг себя талантливых друзей и создал "Артель свободных художников". Друзья работали самостоятельно, развивая реалистические традиции в искусстве, собирались по вечера в своей съёмной квартире- мастерской и обсуждали свои планы деятельности и перспективы совместных выставок. И. Крамской вел занятия в школе Общества поощрения художников и всегда был большим авторитетом для молодежи, был замечательным рассказчиком. Дело "Свободной артели" переросло в более серьезную организацию "Товарищество передвижных художественных выставок".

Художники, члены товарищества, писали картины в духе реализма, обличая тяготы и несправедливость действительности, показывали их широкому кругу зрителей, сделав искусство популярным и доступным всем слоям населения. Они устраивали периодические выставки, с которыми путешествовали по городам и весям. Художники не только показывали и, по возможности, продавали свои работы желающим. Отчетные экспозиции своих работ они проводили в обязательном порядке в Петербурге и в Москве. Деятельность товарищества стала настоящим событием в культурной жизни России, развивалась очень плодотворно в 1871 – 1887 годы. Жанр, в котором талант Крамского раскрылся в полную силу, был портрет. Еще в раннем творчестве художник писал портреты своих друзей, и делал работы на заказ, для которых нашел оригинальную технику — мокрый соус и белила.

В 1870-80-е годы Крамской был уже знаменитым портретистом. Большую роль в этом сыграл меценат П.М. Третьяков, который стал заказывать художнику портреты выдающихся деятелей искусств – своих современников. Портреты Крамского потрясали глубиной своей выразительности, великолепным портретным сходством и виртуозностью исполнения. Фон портрета у Крамского всегда нейтральный, чаще всего темно- серый или дан в охристо-оливковых тонах, выдержан в голубом цвете или совсем светлый. Образы, созданные Крамским - JI. Толстой, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, А. С. Грибоедов, Т. Шевченко, Н. Кольцов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов - представляет зрителю галерею удивительно ярких личностей. Шедевром портретной живописи конца XIX века стал портрет «Неизвестной», написанный И. Н. Крамским 1883 году. Художнику блестяще удалось передать характер своенравной барышни, смотрящий на нас, как говорится, свысока. Портрет написан с точки зрения снизу, так, чтобы фигура героини доминировала над зрителем. Изысканно одетая незнакомка сидит в повозке на фоне городского пейзажа. Этот портрет - картина необычайно сложная по техническим приемам и точности передачи различных фактур – меха, бархата и атласа.

Наряду с парадными портретами, И. Н. Крамской создал множество колоритных крестьянских образов- "Полесовщик", "Мина Моисеев", "Крестьянин с уздечкой". Художник писал и жанровые картины, среди которых глубоким психологизмом отличается работа «Неутешное горе». Этапным произведением И. Н. Крамского стала картина «Христос в пустыне» 1872 года, воспринятая современниками как философский трактат. В этом произведении сосредоточились мысли и думы самого автора, созвучные времени и его новаторскими свершениями.

Личность И. Н. Крамского представляет огромное значение для культуры и искусства России, а его деятельность и творчество является богатейшим наследием всех поколений и времен.