Энциклопедия
Куапель Ноэль-Николя
(1690-1734) - французский художник

Ноэль-Николя Куапель (Noël-Nicolas Coypel, 1690-1734) - французский художник первой трети XVIII века, живописец, гравер, автор библейских и мифологических сюжетов, сын и ученик знаменитого Ноэля Куапеля – главы легендарной творческой династии, во многом повлиявшей на развитие исторической живописи во Франции.

Н. Куапель писал свои произведения в стиле рококо, оформлял интерьеры замков французской знати. С 1733 года стал профессором Королевской академии живописи и скульптуры. Творчество Н. Куапеля представляет собой яркий образец живописи искусства рококо – стиля отражавшего роскошь, свободу нравов, мифов о красивой и праздной жизни, как у богов. 

Куапель Ноэль Никола

Главными темами произведений автора были мифологические сцены, причем наряду с классическими сюжетами из жизни богов, очень часто встречались фривольные. В произведениях нет нравственного или нравоучительного подтекста, все подчинено культу наслаждения вкусом. Искусство рококо было призвано украшать богатые особняки французских королей и вельмож, над интерьерами которых работали лучшие мастера и архитекторы того времени. В отличие от парадного и торжественного барокко, проявления рококо были более мягче и тоньше, цветовая гамма живописных произведений нежнее и гармоничнее. Ноэль Куапель был прирожденным живописцем и великолепно чувствовал стиль времени.

Он органично вошел в искусство рококо и развил в своем творчестве основные направления этого стиля, создав произведения высочайшего художественного уровня. Н. Куапель родился в Париже, в 1690 году, первые уроки мастерства получил от своего отца, а позже учился у него же в Королевский Академии. Одна из ранних работ Куапеля «Преображение», получила одобрение и высокую оценку академического совета, в 1720 году он стал полноправным членом Академии. Расцвет творчества художника попадает на 1720 е годы, кода он создал лучшие из своих произведений, отличающихся виртуозностью исполнения, утонченностью цветового решения, безупречностью композиции в построении многофигурных сцен. К Николе Куапелю обращались видные представители французской знати.

В 1720-1721 годах герцог Бурбонский заказал ему картину «Воскресение» в новую капеллу в Шантийи, а в 1724 году художник выполнял задание канцлера Королевских строений - писал живописное полотно «Арион на дельфине». Слава о талантливом мастере дошла до герцога С. Бернара, который славился не только своей любовью к роскоши и богатству, но и считался знатоком и ценителем искусства. Желая познакомиться с известным художником, он пригласил его в свой замок Пасси и заказал несколько декоративных панно для интерьера. Заказчик был весьма доволен результатом и предпочел и в дальнейшем обращаться к услугам автора. 

В 1727 году министр Королевских строений герцог Д'Антенном объявил конкурс на тему «Похищение Европы». Среди участников были только члены королевской академии. Н. Н. Куапель победу в конкурсе не одержал, хотя его картина имела множество достоинств. Однако Венера Куаперля очень понравилась государственному секретарю графу де Морвиль, который не только высоко оценил работу, но и приобрел ее для своей коллекции, заплатив за картину сумму денежной премии. Н. Н. Куапель писал картины на библейские и Евангельские сюжеты, отличавшиеся цельностью композиции, гармонией цветового решения и одухотворенностью образов. Однако же сюжеты Куапеля лишены драматизма, в них нет ни остроты ни накала страстей. 

В картине «Жертвоприношение Авраамом Исаака» не показано страшное предательство отца своего единственного сына. Зритель знает о коварном замысле отца, но художник идеализирует образы. В этом особенность стиля рококо – услаждать глаз зрителя совершенством представленных персонажей, не мешая ему спокойно созерцать прекрасное. 

В «Триумфе Галатее» мы любуемся великолепным морским пейзажем и чувственной грацией главной героини. Взметнувшийся над головой Галатеи платок описывает букву S, добавляя всей композиции изящества и легкости. Наряду с отдельными картинами, которые Куапель писал на заказ, он выполнял большую работу по оформлению интерьеров церквей и капелл. 

Самое значительное декоративно-монументальное произведение, из сохранившихся работ мастера – это роспись плафона и алтаря капеллы Богоматери в церкви Сен-Совер (Париж, 1731-1732)

Произведения Ноэля Куапеля хранятся во многих европейских музеях и частных собраниях, имеют высокую коллекционную и художественную ценность.