Энциклопедия
Ларионов Михаил Федорович
талантливый художник-авангардист

Ларионов Михаил Федорович (1881-1964) – талантливый живописец, график, театральный художник, лидер русского авангарда, непревзойденный импровизатор. Он был одним из первых, кто открыл зрителю народное творчество, представив его как яркий художественный феномен. М. Ларионов создал свой неповторимый стиль в живописи, внеся большой вклад в сохранение национальных традиций.

Ларионов Михаил Федорович, художник

Родился М. Ф. Ларионов 1881 году в Тирасполе, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1898 - 1910). В это время в училище преподавали такие замечательные мастера, как у К. Коровин и В. Серов, под влиянием которых Ларионов полюбил импрессионизм, потом с упоением стал изучать искусство П. Сезана, Ван Гога, П. Гогена. Его привлекала цветовая динамика их живописи, и возможность эксперимента с формой. Он часто бывал в Париже, переболел фовизмом, увлекся наивным искусством. Уже тогда он хотел отрешиться от общепринятых канонов в живописи и «условности рамок». Ларионов стал истинным приверженцем живописного начала в искусстве. Интересно и то, что он не изменил своему поэтическому настроению ни в ранних лирических пейзажах, ни в работах более зрелого примитивистского стиля. К 1910-м годам в его творчество проникает озорной живописный жанр, получивший неповторимое развитие в более зрелый период. Исполненные в манере примитива сценки из провинциальной и солдатской жизни, пронизаны юмором и задором. Произведения написаны эмоционально, трепетно и артистично. Идеи забавных сюжетов Ларионов черпал из жизни, из «настенного творчества» солдат, отбывавших службу в казармах. Солдаты, не щадя казенных стен, любили рисовать женщин и лошадок, оставляя под своими художествами фривольные, а порой вовсе хулиганские надписи. Еще одной любимой темой художника стал городской фольклор, который звучит в его сериях «Франты» и «Парикмахеры». Ларионов смеялся над обывателями, видя в их лености угрозу творческому и жизненному началу. При всей ларионовской отрешенности, в самых броских по цвету картинах он сохранял нежность отношения к живописи. Его эпатаж был, конечно, внешней формой воздействия на зрителя. Он заявлял, что идет рука об руку с «малярами». «Малярами» он называл народных мастеров, иконописцев и «вывесочников», искусством которых он всегда вдохновлялся. Он один из первых назвал народное ремесло художественным феноменом. В своем же «ремесле» художник стремился к соединению народного и профессионального мастерства. В произведениях: «Утро в казарме», «Солдат на коне», «Провинциальная франтиха», «Отдыхающий солдат », «Женщины»  Ларионов представляет сцены из провинциальной жизни, в которых сквозит ирония и живой народный юмор. Он был автором особого типа картины– рассказа, который удивлял своей нарочитой литературностью. Ларионов создавал удивительно живые композиции, отличавшиеся невероятной пластичностью и непосредственностью образов.

М. Ф. Ларионов был человеком необычайно деятельным, экспрессивным, организовывал кружки и художественные группировки, устраивал скандальные диспуты, которые иногда заканчивались нарушением общественного порядка и вмешательством полиции. Например, в 1913 году состоялся организованный им диспут- «Восток, национальность и Запад», который должен был предварить новую выставку «Мишень», где были представлены работы художников- самоучек и детское творчество. М. Ларионов показал там картины из серий «Венеры» и «Времена года», шокировав публику и критиков откровенностью изображенных героинь. На выставке «Мишень» Ларионов представил свою теорию о «лучизме», в том же 1913 году выпустил брошюру с основными тезисами своих исследований. В этом смелом выступлении было новаторство Ларионова – закладка основ абстрактного искусства. Смысл «лучистой живописи» - в построении пространственных форм, которые получаются вследствие пересечения отраженных лучей, исходящих от различных предметов- «Петух и курица», «Лучистая скумбрия и колбаса», «Петух». Необходимо заметить, что «лучизм» был лишь небольшим эпизодом в творчестве Ларионова, рабочим моментом в постижении кубизма и футуризма. Главная особенность творческого гения Ларионова состояла в раскрытии исконной красоты народной традиции, любви к живописности природы и яркости повседневной жизни.


Неизвестно, как бы сложилась судьба художника, если бы в конце 1915 года Ларионов не покинул бы Москву и не уехал в Швейцарию, куда его пригасил Сергей Дягилев. Балетная антреприза Дягилева переживала тогда бурный успех. М. Ларионов с энтузиазмом взялся за новое дело. Его декорации и костюмы всегда были в гармонии с музыкой произведения. Оформленный им спектакль «Байка о лисе» к балету И. Стравинского получила мировую известность.

Ларионов работал с Дягилевым вплоть до 1930-х годов как художник, хореограф и историк «Русских балетов». Находясь в эмиграции, Ларионов никогда не терял связи с Россией и ее культурой. Он принял активное участие в организации Всемирной выставки в Париже в 1925 году, помогал в создании русской секции на выставке современного французского искусства, проходившей в Москве в1928 году.

Творчество Ларионова нераздельно связано с творчеством Натальи Гончаровой - его жены и спутницы, сопровождавшей его во всех творческих поездках и начинаниях. У Дягилева они тоже работали вместе, не расходились и в общих убеждениях, вместе писали манифесты, вместе занимались организацией и подготовкой выставок. Их совместным детищем были союзы «Ослиный хвост», «Мишень», и наконец, объединивший всех друзей авангардистов– «Бубновый валет».

Творчество М. Ф. Ларионова представляет собой уникальное явление мирового значения, его яркий оригинальный стиль неповторим. Работы художника имеют большую коллекционную ценность, огромное значение для культуры и искусства России.