Энциклопедия
Левитан Исаак Ильич
выдающийся русский пейзажист

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – выдающийся русский художник, «живописный поэт» русского пейзажа.

Исаак Ильич Левитан, русский художник

Великий русский пейзажист Исаак Левитан родился 18 августа 1860 года в деревеньке рядом с городком Вержболово, в еврейской семье; из-за происхождения он подвергался порой унижениям (так, в его дипломе по окончанию МУЖВиЗ было указано «учитель чистописания» вместо «художник»), но именно он лучше других тонко чувствовал и смог точно передать красоту русской природы. И дед, и отец его имели религиозное образование; отец, отказавшись от пути раввина, преподавал иностранные языки, работал переводчиком. Помимо Исаака, было еще трое детей; несмотря на скромный образ жизни, в семье царила атмосфера просветительства и гармонии, приоритета духовного развития. Первое образование юный Исаак получил от отца. В конце 60-х они переехали в Москву; в 1873 году Исаак, весьма увлеченный искусствами, поступил в МУЖВиЗ.

Уже во время учебы проявилась глубокая любовь и восхищение Левитана перед русской природой, чистым трогательным пейзажем. Это могла быть речка, подернутая дымкой утреннего тумана; широколиственный лес под тонкими облаками; утренняя заря или талый снег – эти милые сердцу, знакомые всем мотивы природы, величественно-прекрасной в своей нетронутости, бесконечно волновали Левитана; уже тогда он видел в них нечто божественное и страдал оттого, что не способен передать переживаемые им чувства - настолько большие, что картины блекли перед ними, как туманные отображения.

Время учебы было омрачено смертью обоих родителей Исаака (1875-1877); он был беден, теперь же приходилось просто выживать. Изучение живописи было трудным, кропотливым занятием; позже уже знаменитый Левитан писал, что испытал много «горя, усилий, трудов и разочарований» перед тем, как стать признанным художником.

Юный Левитан, нищий, невероятно талантливый, искренний и скромный, на редкость красивый мальчик-еврей, уже в годы учебы выделялся среди своих сокурсников. Он учился у Василия Перова, потом Алексея Саврасова, Василия Поленова. Преподаватели помогали ему, чем могли: чаще выдавали пособия, краски, холсты рекомендовали для получения стипендии. За годы учебы Исаак сдружился с Михаилом Нестеровым, который, как и он, тонко чувствовал девственную красоту русского пейзажа. С Нестеровым позднее он участвовал в передвижнеческих выставках, а также в выставках «Мира искусства». Михаил Нестеров прожил долгую жизнь, написал очерк о Левитане в своих мемуарах «Давние дни». О Левитане писали также знавшие его Коровин, А. Чехов, Александр Бенуа, Пастернак, С. Маковский, А. Федоров-Давыдов, К. Паустовский и другие, отмечая его первенство и огромное значение для русской живописи. После Исаака Левитана сам русский пейзаж изменился, наполнился чувствами и тихой поэзией, словно сама природа стала подражать его знаменитым полотнам.

В 1880 году одну из первых картин Левитана «Осенний день. Сокольники» (1879) покупает Павел Третьяков – это становится значимым событием в жизни юного художника; одобрение известного галериста и мецената становится ступенью к его всемирной известности. После выставки картин Левитан получил серебряную медаль.

В начале 80-х в картинах Левитана прослеживается влияние его знаменитых учителей; он как бы синтезировал яркие творческие подходы Саврасова и Поленова: пейзаж Левитана «Дуб» (1880) по композиции был близок картине Саврасова, а по характеру и колористическим решениям – Поленову. В 80-е годы Левитан пишет удивительно тонко передающие характер природы пейзажи, ставшие признанными шедеврами русской живописи, среди которых солнечная, в импрессионистской технике "Над вечным покоем" (1894), «Золотая осень» (1895), «Весна. Большая вода» (1897), "Вечер. Золотой Плес" (1889), "Тихая обитель" (1890) и многие другие. Оттепели, зимние дороги, талый снег, заросшие пруды, деревенские домики - все в картинах Левитана наполняется поэзией, все - прекрасный панегирик природе, чистоте, вечной красоте.

В этот период он совершает поездку в Крым ("Берег моря. Крым"), участвует в выставках передвижников и мирискуссников, много работает. В конце 80-х Левитана также часто писал натюрморты, один из них – «Лесные фиалки», 1889 год. Его натюрморты, как и пейзажи, отражают божественную красоту природы: солнечные и живые, лесные фиалки поражают своей тонкой поэзией, ими хочется любоваться бесконечно. Многие картины Левитана написаны в импрессионистском стиле ("Сумерки. Стога", "Тишина", "Летний вечер" и т.д.), в конце XIX века распространившемся из мировой столицы живописи – Парижа. В других его работах Левитан, подобно Ивану Шишкину, скрупулезно выписывает горячо любимую листву и ветви деревьев, пологие берега рек, серо-ситцевое небо. Трогательная поэзия русской природы оживает в романтических полотнах Левитана. Во второй половине 90-х Левитан снова путешествует; слава о нем распространяется в Европе; его картины были представлены на Всемирной выставке в Париже.

С 1898 года он начинает преподавать в МУЖВиЗ. Однако тяжелая болезнь прерывает его планы: через два года, в 1900 году, в возрасте почти сорока лет Левитан безвременно скончался. Он оставляет множество этюдов и картин незаконченными; среди них «Озеро. Русь». При взгляде на залитую солнцем картину (а солнце нечасто появляется на картинах Левитана), трудно поверить, что ее написал умирающий художник, осознающий свою скорую гибель.

За свою недолгую, но необычайно плодотворную творческую жизнь Исаак Левитан создал около 250 картин, этюдов и рисунков; многие из них хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее. Вся его жизнь была наполнена боготворением природы и творческим поиском; Левитан был и остается непревзойденным мастером, романтическим поэтом прекрасного родного пейзажа.