Энциклопедия
Литография
гравюра на камне

Искусство литографии – это один из замечательных способов творческого самовыражения автора. Богатейшие технические возможности литографии позволяли создавать редчайшие авторские произведения, печатать копии одного избранного изображения, делать замечательные книжные иллюстрации, выполнять графическое повторение с картин известных мастеров и многое другое.

Искусство литографии

Родиной литографии была Германия. Ее изобрел в конце XVIII века А. Зенефельдер и подробно рассказал о ходе своих экспериментов в книге «Полное руководство по литографии», изданной в 1818 году. Литография, пришедшая на смену трудоемким резцовой гравюре и ксилографии, уже в начале XIX века получила широкое распространение во всех странах Европы и в России.

Достоинства литографии – в большой свободе творческих приемов, дающих свободу и непринужденность автору, такую же, как, например, в обычном рисунке на бумаге. Бархатистость поверхности камня создает при печати ту неповторимую, приятную глазу мягкую благородную фактуру, которая играет на выразительность изображения. Освоив ряд технологических приемов, мастер во многом расширяет круг своих художественных возможностей. А главное в этом бесконечно увлекательном процессе – это возможность повторения произведения, что, конечно, в одном случае грозит утратой его уникальности, зато в другом – дает возможность бесконечного тиражирования одного изображения. Эта техника незаменима, например, в книжной графике, в создании эстампов, листовок, плакатов, афиш, нот и географических карт.

Литография – самая любимая и популярная среди художников графическая техника. Для печати используют камень, обычно это плотный известняк. Из известняка вырезается основа – печатная форма, тщательно шлифуется, а затем на ее поверхности выполняется рисунок жирным литографским карандашом или специальной тушью. После того, как художник в несколько этапов или же на одном дыхании выплеснул свой замысел, поверхность камня с его бесценным творением обрабатывается кислотным составом, который протравливает только нетронутые карандашом места, теряющие возможность воспринимать краску. Однако она великолепно принимает на себя жирный литографский карандаш в тот момент, когда мастер накладывает ее на увлажненный камень. Наконец, сама печать происходит на специальном станке, где посредством давления валиков на особо прочной бумаге получается долгожданный оттиск.

У каждого художника-литографа есть свои любимые приемы работы с каменной формой, избирательный подход к инструментам, которыми они наносят краску, и свои предпочтения в последовательности нанесения штрихов и консистенции типографской краски. Более выразительный рисунок при печати получается при характерном процарапывании поверхности камня, а его фактурность усиливается шероховатостью поверхности основы. Для достижения светотеневой выразительности художник соединяет в работе кисть, перо, карандаш, а потом в зависимости от замысла выбирает способ нанесения линий, штрихов, заливок и точек. Новым техническим усовершенствованием в искусстве литографии стала цветная печать. В этом случае для каждого нового цвета подготавливалась своя форма. Техника получила название – хромолитография. Нередко художники XIX века использовали и такой прием, как раскрашенная литография, когда поверх печати наносили тон акварелью.


Авторов, занимавшихся литографией, за всю историю искусства XIX и XX веков великое множество. Из самых ранних мастеров можно назвать Теодора Жерико и Эжена Делакруа, Оноре Домье. Их выразительные по замыслу и художественному решению работы будоражили сознание современников и восхищали мастерством своего исполнения потомков. Язык политической сатиры с приходом возможностей литографии во второй половине XIX века обрел новую форму. Такие мастера, как Т. Стейнлен во Франции и К. Колльвиц в Германии, использовали литографию как средство выражения своих прогрессивных идей. Можно сказать, что именно они создали один из первых вариантов плаката, окончательный характер которого сформировался гораздо позже.

Среди русских художников, занимавшихся литографией и книжной графикой были А. Орловский, К. Брюллов, И. Шишкин, В. Серов, М. Добужинский, К. Рудаков, Д. Кардовский, О. Клевер; их произведения стали классикой. В советский период искусству литографии была отведена почетная роль. Трудно выделить отдельные имена авторов, оставив неотмеченными других мастеров. Вот только некоторые из них: А. Остроумова-Лебедева, Е. Кибрик, В. Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Лебедев. Темы их творчества, близкие между собой, отвечали задачам той эпохи, в которой они жили и работали. На книгах с их иллюстрациями выросло не одно поколение читателей, а созданные ими произведения из военного цикла работ или серии городского пейзажа заняли достойное место в музеях и частных коллекциях.

В современном искусстве литография, усовершенствованная новыми техническими приемами и материалами, продолжает занимать одну из важных областей в творчестве художников. Одна из старейших графических печатных мастерских находится в Академии художеств, в которой по-прежнему учатся и работают наши современники, мастера графики.