Энциклопедия
Максимов Алексей Федотович
(1870-1921) – русский живописец, график

Максимов Алексей Федотович (1870-1921) – русский живописец, график, мастер рисунка, автор исторических картин.

                                                                            eumswfovnmqtddxhem43eh6u1hbk7rii.jpg

Творчество А. Ф. Максимова отличается самобытностью и образностью представленных персонажей. Бережное отношение А. Максимова к старине и к русским традициям живописи придавали его работам художественную выразительность и повествовательный характер. Словно ожившие страницы истории увлекают нас в мир средневековых обрядов и событий. Максимов был постоянным участником академических выставок, экспозиций Товарищества передвижников, его работы очень часто попадали в периодические издания начала ХХ века. Максимов был членом Общества русских акварелистов, членом общества им. Куинджи, был членом живописной секции ЛОСХА. 

А. Максимов родился в бедной крестьянской семье в 1970 году в деревне Гритьково (Московская губерния). Он получил блестящее художественное образование, поступив сначала в МУЖВЗ, закончив его с двумя серебряными медалями, потом став студентом Академии художеств, которую окончил в 1900 году, а еще через два года он получил еще один диплом из Археологического института. Внимание художника привлекала эпоха Ивана Грозного, обращался он и к темам более раннего исторического периода.

Художник посвящал свои произведения жизни русских царей и быту народа. Его интересовали исторические личности и крестьянские образы. Он великолепно чувствовал время, о котором писал, которое изучал, добиваясь правдивости сюжета. Перед тем как приступить к созданию того или иного произведения, Максимов читал историческую литературу, а в краеведческих музеях Москвы и Петербурга изучал особенности котюма интерисующей его эпохи. 

За картину «Иван Грозный в Александровской слободе» А. Максимов получил звание художника. Его путешествие в Европу в 1905 году носило познавательный характер. Максимов ходил по музеям, изучая памятники искусства Италии, Германии и Швейцарии. Вернувшись на родину, он точно определился в выборе творческого пути. Имея за плечами художественное и археологическое образование, А. Ф. Максимов целиком посвятил свое творчество исторической живописи.

Среди известных его работ особое место занимают картины «В усадьбе князя», «На службе государя» 1908 года. Максимов сделал великолепную реконструкцию костюмов, передал колорит древнерусского города с деревянной архитектурой. Его работы, написанные в лучших традициях прошлого столетия, развивают то же направление в искусстве, что и В. М. Васнецов, и И. Я. Билибин. События современной истории волновали художника своей остротой. 

Алексей Федотович как и многие его друзья современники участвовал в оформлении площадей и улиц к первомайским праздникам, делал плакаты, создавал жанровые картины  по следам революционных событий: «В окопе», «Полицейский участок в огне. В дни революции».Он осторо реагировал на все актуальные темы, и в каждом своем произведении стремился к выразительности и достоверности сюжета.

А. Ф. Максимов сотрудничал с журналом «Нива», занимался книжной иллюстрацией. Его рисунки к рассказу Георгия Павлова «Между небом и землей » имеют жанровый характер, великолепно передают образы героев. А в работах к рассказу «Профессор Фурхт» ему удалось подчеркнуть психологическую глубину образов. Строгость и лаконичность изобразительного языка соответствует литературному контексту.

Творчество А. Ф. Максимова мало изучено, но последнее время привлекает внимание коллекционеров, для которых это имя открывается все новыми и новыми гранями. Особый интерес творчество А. Ф. Максимова вызывает у музейщиков и историков. Наследие художника не велико, поэтому каждая его работа представляет немалую ценность.