Энциклопедия
Манюков Олег Григорьевич
(1934-1981) – ленинградский художник

Манюков Олег Григорьевич (1934-1981) – ленинградский художник, нонконформист, яркий представитель и идеолог неофициального «свободного» искусства Ленинграда. Несмотря на бунтарский дух и невероятную творческую одаренность, О. Манюков шел к своей цели - стать независимым художником, по ступенькам классического образования. Он учился в Демидовском художественном училище, а затем окончил Университет им. Герцена. 

Полученные профессиональные навыки стали основой, синтезом искусств его артистических и новаторских экспериментов. Неутомимый творческий поиск ради самосовершенствования помог О. Манюкову обрести тот оригинальный и неповторимый изобразительный язык, за который его называли легендой ленинградского андеграунда и гением современности.

Его искусство многогранно и многолико, оно соткано из множества ассоциаций, традиционных и новаторских стилей. В основе образной структуры его произведений полифоническое многоголосье, в котором есть что-то от классической европейской школы и русского авангарда, от символики древнерусского и византийского искусства. В работах Манюкова присутствует дух монументализма, лишенный официального пафоса. Образы, созданные художником, обладают величием и внутренней силой и гармонией.

Проанализировав художественный опыт предшествующих эпох, Манюков решил, что сейчас самое время для свежих идей в живописи. После своих долгих плодотворных экспериментов с фактурой красочного слоя и с основой под нее, он выработал свою авторскую манеру. Доска, фанера, картон или холст покрывалась несколькими слоями левкаса, затем эти еще не просохшие слои краски повергались давлению, деформации, процарапыванию, наслаиванию на нее фрагментов материи, мха, веток. В результате получался некая рельефная поверхность, на которую наносилось фигуративное изображение объемными мазками и дорабатывалось лессировками. 

Работы, в которых ярче всего отразилась его авторская манера - это его знаменитая серия картин, посвященная образу и творчеству М. Ф. Достоевского. Он достиг в этих произведениях необычайной одухотворенности образов. Картина «Достоевский » (1974), написанная в монохромных тонах, зрительно воспринимается как рельефный памятник, высеченный из мрамора или гранита. Это один из лучших современных портретов Ф. М. Достоевского, увековечивший его творчество, выразивший суть его эмоциональной и противоречивой натуры. Этот эффект вылепленной, прочувствованной формы присутствует и в картинах, раскрывающих внутренний мир его героев. 

Острота в раскрытии характеров здесь необычайная, художественные средства просты и выразительны, а сама цветовая палитра работ художника, казалось, замешана на природных материалах. Охристые и коричневато-серые оттенки передают структуру высохшей, потрескавшейся земли, которая необычайно рельефна. 

Несомненным шедевром творчества Олега Манюкова стала работа «Моцарт и Сальери» 1973 года. Это Ангел и Демон, ярко характеризуют сложное для «свободомыслия» время, в котором жил художник. Два характера, два совершенно разных творческих типа, представлены художником во внутреннем противоречии двух поколений. 

Пожалуй, не меньшей долей актуальности для постсоветской эпохи отличается работа «Общий вагон», написанная в 1980 году. В этом живописном панно из сплетенных голов, ног и рук, мы узнаем невероятно выразительный художественный образ своего времени, видим себя и своих современников, толкающихся в забитой до предела электричке, или вагоне утреннего метро. Эта авторская ирония близка и понятна каждому из нас, в ней обыденный мотив приобретает ощутимую остроту. В этом сила, и глубина творчества Манюкова, в котором выражена философия его жизни и новаторство его авторской живописной манеры. 

Не всегда Олег Манюков работал со сложной фактурой, в его творчестве есть много этюдных пейзажей, написанных с натуры, портретов и натюрмортов. Его раннее увлечение Сезанном и постимпрессионистами нашло отражение в таких работах как «Пейзаж» (1962) с купами заснеженных голубых и огненно красных и оранжевых деревьев; в картине «Гуцульский пейзаж» (1964) со скачущими по голубым горам всадниками; «Утро туманное» (1975) с голубыми куполами Никольского собора. Изображение в этих работах подчинено линейному и цветовому ритму. Художник не конкретизируя детали, передает свое впечатление от натуры посредством обобщенных форм. 

Портреты, созданные Олегом Малюковым в 1960-х годах, притягивают внимание живостью и яркостью палитры, виртуозной точностью мазка, способным подчеркнуть характерное, придав облику невероятную привлекательность. Важное место в этой галерее образов занимает портрет жены художника, написанный в 1956 году. Людмила изображена за чтением книги, в спокойной расслабленной позе, лежащей на диване. О. Манюкову удалось достигнуть здесь невероятной живописности произведения, раскрыть все богатство палитры синих, голубых, фиолетовых и розовых тонов. Образ словно растворенв воздушном, мерцающем пространстве. При всем при этом фигура не теряет своей осязаемости и выразительности форм, портретное сходство и эмоциональное настроение передано здесь великолепно. А вот, портрет студентки «Красная шапочка» (1960) можно смело повесить рядом и работами Тулуз Лотрека, Ван Гога или Сезанна.

Сколько выразительной пластики и гармонии в лаконично яркой по цвету работе «Обнаженная» (1962). В сочетании локального красного, темно-синего и охристых тонов чувствуется торжество творчества, предвестие смелого революционного вызова. В этой декоративной по характеру живописной работе автор ближе всего подходит  к художникам русского авангарда. Близкая по тематике картина «Баня. Парящаяся (д. Косохново)» (1961), представляющая обнаженную натуру в свойственной художнику для того периода, живописной манере. Олег Манюков был убежденным противником академизма, а так же и любого идеологического влияния на творчество. Эта творческая и эмоциональная зрелость пришла к художнику с годами.

Его искусство – это плод его самостоятельной работы, оригинальный способ самовыражения. Современное неофициальное искусство 1960-1970 годов было гимном протеста против официальных канонов. Представители этого смелого направления, которое называлось нонконформизмом, объединялись с Товарищества, в художественные группы, устраивали квартирные выставки, строили однодневные экспозиции на больших свободных площадках, таких например как ДК Газа. Манюков стоял у самых истоков этого движения и, несмотря на резкую критику властей занимался любимым творчеством. Его работы почти не выставлялись при жизни, но это не мешало художнику всегда идти до конца, зная, что его время обязательно наступит.

Сегодня произведения Олега Манюкова представлены в крупнейших западных и российских галереях, а его творчество вошло в богатейшую историю ленинградского андеграунда.