Энциклопедия
Маркетри - техника инкрустации дерева
искусство в деталях

Маркетри, в переводе с французского, – размечать, расчерчивать – один из видов инкрустации по дереву.

Маркетри - это искусство декорирования предметов наборным рисунком из различных пород древесины. Мастера-краснодеревщики в Европе и в России достигли совершенства этой техники в XVIII веке, создавая подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства. Богатство природной палитры, давало широкую гамму оттенков, а фантазия мастеров – разнообразие орнаментов и сюжетов.

Появление этой техники стало возможным, когда во второй половине XVI века появился станок для производства строганного шпона. Если раньше предметы выполнялись из цельной породы, то с появлением тонкого облицовочного материала технические возможности мебельного производства не только значительно расширились, но и удешевился сам процесс.

Основой конструкции служили не дорогие породы дерева, на которую равномерно накладывался шпон. Выбор и сложность мозаичного узора всегда определялись заказчиком или мастером. В зависимости от стиля времени и моды выбирался характер декора. Оформление варьировалось бесконечно, от скромной линии, например, в виде полоски по периметру изделия, до более сложных композиций с пейзажем, натюрмортом, жанровой сценой или портрета, выполненных в технике маркетри. В основной фон врезался орнамент или плакетка, выполненные по предварительному эскизу и собранные из кусочков шпона цветных пород древесины. Такой метод «врезки» элементов называют интарсия, который дополнялся другими близкими техниками обработки дерева.

Основной принцип декорирования предмета шпоном - это набор мозаичного рисунка из различных элементов и наклеивание его на поверхность вместе с фоном. Все детали собираются на бумаге смазанной клеем и аккуратно наносятся на подготовленную основу. По такому же способу создавались дворцовые паркеты, состоящие из крупных элементов, включавших геометрические и растительные орнаменты. Мастера умели подбирать цвета шпона в контрасте друг к другу, варьируя растительные мотивы в рисунке паркетов, декоре мебели, создавая единый художественный дворцовый ансамбль. 

Известно, что техника маркетри была использована для декорирования французской мебели во второй половине XVII века и постепенно мода завевала всю Европу. Появились новые предметы обстановки, которые украсили быт, сделав его еще более комфортным. Комоды для белья заменили грузные сундуки, появились книжные шкафы, консоли, столики, изящные кресла и диваны. Предметы собирались в комплекты, которые в руках талантливых мастеров превращались в великолепные цельные ансамбли интерьера. Мебель декорировали не только шпоном, но и резьбой, а также всевозможными накладками из золоченой или патинированной бронзы, вставками из перламутра и слоновой кости.

Огромную роль в развитии искусства маркетри сыграл прославленный мастер Андре Шарль Буль (1642 – 1732.), использовал в своем искусстве не только шпон дорогих древесных пород, но и создал авторскую технику облицовки предметов мебели ажурными фрагментами из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра.

Мебель в стиле Буль – так называли предметы, выполненные непосредственно самим автором, а потом и его учениками и последователями. У мастера была своя мастерская в Лувре, где работали его сыновья и помощники. Ш. Буль был талантлив не только в искусной отделке мебели, но и проектировал ее. Он работал при дворе Короля Людовика XIV и выполнял комоды, различных размеров шкафы, столики, футляры для часов для нужд короля и его окружения. Та изысканность стиля и богатство фактур, которые были характерны для работ Шарля Буля, соответствовали требованиям французского двора, буквально утопающего в роскоши.

После своего наивысшего рассвета в середине XVIII века, техника Буля стала одной из популярных среди ретро стилей второй половины XIX века. Простота и удобство техники, была уникально и тем что, она не оставляла отходов производства. Каждый вырезанный элемент шел в дело. Две одинаковые по размеру пластины из латуни и панциря черепахи складывали вместе, зажимали на станке в тиски и прорезали этот двойной слой по рисунку нанесенному сверху. Таким образом получалось два комплекта деталей для двух предметов, под каждый из которых нужно было подложить фон противоположный другому. Основой для латунных деталей служили пластины из панциря черепахи, а оставшиеся элементы использовались для украшения латунных пластин. Чаще всего мотивом служил растительный орнамент. 

Последователи Буля, такие французские мастера как Жан-Анри Ризенер и Жан Франсуа Эбен расширили цветовую палитру техники маркетри, включив в нее редкие породы древесины – красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево.

Самым знаменитым краснодеревщиком в Германии на исходе XVIII столетия был Давид Рентген. Его произведения выражавшие эстетику классицизма отличались высоким мастерством и изяществом, тонкой работой в исполнении мозаичных наборов.

В России техника маркетри получила свое развитие при Екатерине II, когда новые веяния европейской моды находили здесь благодатную почву. Императрица большое внимание уделяла украшению и меблировки своих резиденций, и выписывала к себе для Европы лучших мастеров. Самыми популярным типом мебели тогда были бюро для бумаг, где имелась выдвижная столешница и ящички. Рентген делал в своих изделиях множество секретов, такая традиция вошла в моду как французских, так и русских мастеров. Цилиндрические бюро стали неотъемлемой частью кабинета как мужского, так и женского. Наличие такого предмета в обстановке подчеркивало ученость его владельца и стало необходимостью. Для деловой переписки, для сортировки важных бумаг нужно было место, которым и служило около ста лет знаменитое бюро. Вот где искусство маркетри проявилось во всем разнообразии техник и художественных возможностей. Поверхность бюро либо целиком покрывал сложный орнамент, либо на гладкой поверхности цилиндрической крышки помещался только небольшой фрагмент виде медальона с каким либо изображением. Классическое бюро украшалось еще и бронзовыми деталями, а во времена Павла I появился новый стиль жакоб, когда мебель украшалась латунными тягами.

Еще одним необходимым атрибутом гостиных стали ломберные столы для игры в карты. Столешница такого стола раскладывалась, так что во внутренней части обнажалось сукно, а внешняя часть была выложена мозаичным набором в технике маркетри. Мотивы для декора были самые разнообразные: от простых геометрических орнаментов, до натюрмортов, букетов, изображения птиц и других диковинных композиций. Наряду с иностранцами в России работали и талантливые русские мастера, среди которых самым известным слал Матвей Веретенников. Его ломберные столы хранятся сегодня в историческом музее в Москве. На их поверхности представлены великолепные архитектурные пейзажи тонкой работы. Богатая палитра оттенков из различных древесных пород, собранна мастером в единую цветовую гамму.

Столик «Бобик» еще одна характерная деталь стиля XVIII века. Это небольшой изящный столик на тонких ножках со столешницей в виде боба, поверхность которой тоже украшалась наборным рисунком разной сложности. Искусство русских мастеров по своему художественному уровню не сколько не уступало иностранцам, отличалось оригинальностью художественных и композиционных решений, и очарованием простоты и незатейливости мотивов. Во времена исторических стилей изысканность маркетри обходит на второй план, уступая место пышному декору предметов мебели, когда ведущую роль в оформлении занимает многообразие различных материалов и их порой гротескных сочетаний.

Новой благодатной темой для искусства маркетри стал модерн. Особенно ярко это выразилось в творчестве знаменитого мастера Э. Галле. Мебель, изготовленная по его чертежам была украшена причудливыми цветочными орнаментами, изображениями птиц и насекомых. В его школе в Нанси работало много талантливых мастеров резчиков, архитекторов, скульпторов и мебельщиков, воплощавших свои оригинальные идеи, работая с таким замечательным природным материалом как дерево.

Традиции старинной техники маркетри возрождают сегодня мастера реставраторы, вооруженные современным оборудованием. Однако, руку мастера станок никогда не сможет заменить. Красота и совершенство предметов старины, выполненных в технике маркетри, отличает тонкое мастерство, чувство стиля, совершенство композиции и изысканности рисунка.