Энциклопедия
Мыльников Андрей Андреевич
советский живописец

Мыльников Андрей Андреевич (1919-2012) - крупнейший советский живописец, народный художник СССР, профессор, вице-президент Российской Академии художеств, преподававший там более полувека, руководитель мастерской монументальной живописи, глава кафедры живописи.

Мыльников Андрей Андреевич, художник

А. А. Мыльников родился в Покровске в 1919 году. В 1946 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Он был учеником И. Грабаря и унаследовал лучшие традиции русского искусства во всем многообразии образов и живописных приемов. В 1948 году здесь же он поступил в аспирантуру АХ и продолжил обучение в творческой мастерской.

Творчество А. А. Мыльникова многогранно, его произведения поражают монументальностью и эпическим характером замысла. Через всю свою жизни и искусство Мыльников пронес незыблемые идеалы красоты и гармонии человеческого духа. Главной темой творчества А. Мыльникова стал человек с его праздниками и буднями, трагическими переживаниями и радостными открытиями. Жизнеутверждающее начало его работ настраивает зрителей на победу над своими житейскими трудностями и проблемами. В этом великая миссия искусства А. А. Мыльникова.

Его первое значительное произведение - «Клятва Балтийцев», написанная почти сразу после войны в 1946, стала дипломной работой художника, и в тоже время положила начало монументальному направлению в его творчестве. В той работе, прозвучавшей как реквием памяти бесстрашным воинам морякам, художник сосредоточил свои переживания о судьбах погибших героев войны. Несмотря на некоторый театральный характер композиции, произведение, написанное свободной и точной кистью, отличается большим мастерством. Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно «Изобилие», для вестибюля станции метро Владимирская в Ленинграде. Произведение выполнено в духе времени, пронизано идеями солидарности российских народов, объединенных в труде. Этот пафос был идеологией советского государства, и многие творческие люди верили идеалам нового послевоенного времени и ждали от него перемен. В 1861 году Мыльников выполняет крупный государственный заказ – портретное изображение вождя пролетариата для металлического занавеса московского Дворца Съездов. А через три года художник делает тот же легендарный профиль, но в стиле флорентийской мозаики.

1950-1960-е годы А. А. Мыльников пишет портреты своих современников. Центральным образом творчества Мыльникова стал портрет дочери Верочки. Андрей Андреевич с восторгом наблюдает за девочкой, блестяще передавая непосредственный характер ребенка. Ему интересно как она взрослеет, и он пишет ее юношеские портреты. Настроение художника передается и зрителю, который за этим бесспорным очарованием модели замечает мастерство и легкость кисти автора. Портреты жены художника отличаются гармонией и лиризмом: «За завтраком» (1958), «Ариша» (1951). По живописной манере автор близок к живописи К. Коровина и В. Серова, к традициям русского импрессионизма. Портрет жены на фоне окна и картина «Белая ночь» (1961) с ее изображением, можно назвать шедеврами советского искусства.

Портрет скульптора С. Т. Коненкова стал памятным событием в жизни двух знаменитых мастеров. А. Мыльников великолепно подчеркнул здесь не только внешнее сходство, но и порывистый характер изображенного. В гармонии цвета и в совершенстве композиции рождается удивительно выразительное произведение, полное динамики и торжества духа. А. Мыльников создал замечательный образ скульптора, философа, человека, образ, который прошел через десятилетия, не потеряв своей актуальности.

А. А. Мыльников был прирожденным пейзажистом. В произведениях гармонично соединились традиции реалистической живописи и русского символизма. Его работы отличаются свежестью палитры и чистотой цвета: «Лето» (1969), «Венеция» (1964), «Прогулка в Петергофе», «Встреча в Петровском» (1970), «Весна» (1976), «Февраль»(1978), «Простор» (1984) и многие другие.

Этапными работами в искусстве А. А. Мылиникова стали картины «Утро и «Сон», известные в нескольких вариантах. Главная идея, объединяющая картины - гармония и единство человека и природы - проходит через все творчество художника. Пятнадцать лет работы А. А. Мыльникова были посвящены работе над «Испанским триптихом», за которую художник получил золотую медаль АХ СССР (1981) и ленинскую премию (1984). Произведение делится на три части: «Коррида», «Распятие», «Гарсиа Лорка». Художник выбрал трагические сюжеты испанской истории, подчеркнув это напряженным контрастом красного и серого, синего и белого тонов, а так же эмоциональной выразительностью характеристик героев.

В 1975 году к тридцатилетию Великой победы А. А. Мыльников написал картину «Прощание». Произведение монументальное, не только по размеру холста (250 х 250), но и по своему характеру. В этой картине выражена трагедия судеб миллионов советских людей, переживших войну. Перед нами красноречивая сцена: Мать, быть может, навсегда прощается с сыном перед боем. Лица юноши мы почти не видим, все внимание приковано к облику пожилой женщины. Поджатые губы, дрожащие руки и отчаяние в глазах – в этом диалоге боль и скорбь всех матерей, потерявших своих близких. Художник накаляет эмоциональную остроту происходящего посредством цвета, лаконичности композиции, усиливает контрасты жестким ритмом линий.

Жизнь и творчество Андрея Андреевича была связана с искусством, а искусство - с любовью к своим близким и друзьям, к своему поколению и родной земле. Творческое наследие А. А. Мыльникова огромно, работы представлены во многих музеях России и в частных собраниях. Он прожил долгую творческую жизни, наполненную интересными событиями, воспитал целую плеяду талантливых живописцев.