Энциклопедия
Набор для камина
история предмета

Набор для камина. За свою длительную историю существования камин стал символом тепла и уюта в доме, был частью интерьера и гордостью его владельца. Великолепным дополнением камина стали предметы для ухода за ним. Их функциональная роль нисколько не уступала декоративным достоинствам. Со временем каминные аксессуары менялись, их набор становился разнообразнее, а исполнение предметов искуснее и художественней. Их не прятали, а тоже выставляли напоказ, как уникальные предмеры интерьера, оформляющие место очага.

                                                                tm73bpahouzx9oh70r7asweh0bm11ewx.jpg

Вот что обеспечивало безупречную работу камина: меха для раздувания жара и огня, совок для сбора углей, метелка для выметания золы, кочерга или «багор» для чистки и разбивания крупных кусков угля, щипцы. Все эти предметы, выполненные из металла, крепились или подвешивались на специальной стойке, сделанной из того же материала что и весь комплект. Это были настоящие образцы художественной ковки, их лили из чугуна, бронзы, умело комбинировали разные металлы, добавляя латунь и серебро для декоративных деталей, использовали золочение и инкрустацию.

Рядом с камином обязательно стояла дровница – своего рода подобие корзины для переноски и хранения дров. Дровница выполнялась в технике художественной ковки, имела литой или решетчатый поддон, имела скромный или выразительный декор.

После окончания работы напротив топки ставили каминный экран, который стал одним из ярких образцом декоративно-прикладного творчества. Его делали из дерева и инкрустировали палисандром, слоновой костью, перламутром, выполняли из гобелена или другого плотного материала, украшали вышивкой, бисером. Встречаются предметы удивительной красоты, исполненные в технике литья, ажурные на вид, подобные, например, раскрытому вееру или садовой калитке.

Были каминные экраны и с чисто функциональными особенностями, способными отражать жар пламени во время истопки камина, или препятствующие выпадению углей на пол. Ведь, это и была их изначально ведущая роль. Каминные экраны делали тогда из жаропрочных материалов, но обязательно декорировали под общий стиль. Если камин в эпоху барокко имел объемные формы и очертания, то и аксессуары обладали той же парадность и тяжеловесностью достоинств. Стиль рококо подразумевал под собой изящество и изысканность. Классицизм задавал тон строгости и правильных форм. Модерн дарил образность, тягучесть и асимметрию форм, разнообразие растительных орнаментов, в декор включались керамические пластины и целые панно.

                                                                  tv1kjad0omn4lsv75kvaa9m8czkkgado.jpg

В основном каминные порталы выполнялись из белого или цветного мрамора, который резали, шлифовали, инкрустировали другими камнями. Камин и принадлежности к нему были привилегией дворцовой обстановки или дворянского быта. Характер декора соответствовал вкусам и возможностям владельца. В европейских странах культура каминов была известна со средних веков, тогда как в России камины вошли в моду в после петровскую эпоху. До этого был изразцовые печи, декоративное оформление которых заслуживает отдельного внимания. С конца XVIII начала XIX века трансформация печного отепления под каминное получило в нашем государстве особое распространение. Конечно, важнейшим аспектом стал эстетический момент. Поскольку камин в России был скорее исключением, чем правилом, то по началу появиться он мог только во дворце царской или дворянской семьи. Понятно, что на изысканность аксессуаров к нему тем более не скупились. Выбирались самые лучшие материалы, поручи совков, метелок и щипцов, делали ажурными или скульптурными, их золотили, а так же делали из резной кости или дерева. Если говорить об особенностях русского камина, то необходимо привести один из ярких примеров, которым стал камин из уральского малахита. Один из таких великолепных образцов украшает зал Государственного Эрмитажа. Комплект к такому камину выполнялся из бронзы с фрагментами золочения и малахитовых вставок. Стойка для предметов играла важную декоративную и функциональную роль. Вокруг нее на крюках развешивались аксессуары. Навершее ее центральной тяги было самым выразительным, задавая тон всем другим предметам. Такой комплект как, например, канделябры, не прятали, выставляли на видное место.

Тема каминных комплектов очень насыщенна и интересна, каждый предмет уникален и не повторим. Каждое произведение выполнялось на заказ и мотивы декора разнообразны. Поэтому не случайно, что коллекционирование старинных аксессуаров дедо очень увлекательное и захватывающее. Ведь предметы быта это часть истории, отражающей эпоху и состояние общества. Единственный минус -  утрата и разрозненность таких комплектов. Удача если при главных предмета удается собрать вместе: метелку, кочергу и совок.

Уникальность таких предметов еще и в том, что время только закалило их в огне, и их функциональные возможности во сто раз лучше, чем современные аналоги.