Энциклопедия
Покров Пресвятой Богородицы
иконография сюжета

Покров Пресвятой Богородицы – один из любимых верующими праздник, который отмечается 14 октября и знаменует собой переход от осени к зиме. Деревья еще стоят в нарядном багрянце, когда на землю ложится первый снег.

                                                         crh4y3jo13ml7m62rhnertlkdnwtkacw.jpg

Этот праздник был особенно почитаем Андреем Богословским, который придал ему особый официальный статус, и построил в честь него знаменитый храм – Церковь Покрова на Нерли.

У праздника Покрова Богородицы есть своя история, в основе которой - исторические события, связанные с Византией X столетия, которая была тогда центром христианства на Востоке.

Константинополь – большой по тем временам, и богатый город терпел бедствия от постоянных нашествий. В 910 году на Константинополь осаждали полчища арабов, справиться с которыми даже профессиональным воинам было не просто. Враг близко подступил к стенам города и начал штурм. Константинопольские воины держались из последних сил, не смотря на то, что к защите города присоединилось народное ополчение. Но даже тогда силы были не равны, чужеземцы стремительно наступали.

В это же самое время во всех храмах не прекращались молитвы за спасение Константинополя и победу над неприятелем. В этот самый тревожный и ответственный момент случилось чудо, которое по преданию разрешило ход событий. Во время веночной молитвы в Влахернском храме, где издавна хранилась риза Пречистой, святому Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение. Перед ними предстала Богоматерь в сопровождении святых. Дева Мария молилась за спасение от невзгод и напастей, распластав свой божественный омофор над собравшимися прихожанами. Это божественное знамение стало залогом победы, когда воины, воспрянувшие духом, победили сарацинов, бесстрашно отразив их наступление.

Если в истории византийского средневекового искусства событие – «Ведение Богородицы Андрею Юродивому», почти не отражено, то на Руси этот сюжет встречается в литургии, а также и получает яркое воплощение в русской иконописи. Одно из ранних изображений «Покрова Богородицы» есть в Суздале на вратах Богородице-Рождественского собора первой половины XIII века. Дева Мария представлена здесь в полный рост в пол-оборота к Христу, лик которого просматривается на фоне неба над ее головой. Развивающийся над Богоматерью священный омофор подобен парусу.

В русской иконописи выделяют два типа основных изображения этого сюжета: суздальский и новгородский. Существующие вариации на эту тему в более поздних иконах свидетельствуют о совмещении двух традиций или о желании иконописцев подчеркнуть те или иные детали этого события имеющие значение в развитии сюжета. На примере иконы из Суздальского Покровского монастыря середины XIV века можно проследить особенности первого типа: композиция иконы парусное, действие происходит в интерьере храма, представленная Богоматерь держит в руках покров, возвышаясь над собравшимися, среди молящихся, мы узнаем фигуры Блаженного Андрея и его Епифания.

В иконах новгородского типа - Богоматерь изображена как Оранта, с распростертыми руками в минуту моления, покров над ней держат ангелы. Первый извод ближе к той истории, которая описана в житие юродивого Андрея, а новгородский о чуде, которое в Влахернском храме происходило на еженедельных богослужениях. Среди изображенных верующих иконописцы представляли императора Льва с Супругой, при котором и был построен Влахернский собор.

На многих иконах «Покров Богоматери» начиная с XV века встречается изображение Св. Романа Сладкопевца, фигура которого была центральной. Он представлялся стоящим на амвоне со свитком в руках. Роман жил в XV веке и не имел отношения к чуду явления Богородицы, однако его образ был отмечен не случайно. Он был автором кондаков, написанных в честь богоматери, прославляющих ее. В общем контексте веры это усиливало тему почитания Богоматери, соединяя средние века и последующими веками в едином культе этого праздника.

История гласит о том, что Роман служил дьяконом в Влахернском храме и не имел слуха, и был абсолютно безголосым человеком. Он усердно молился Богородице мечтая слагать о ней гимны, но терпел лишь за свои попытки петь, насмешки служителей храма. Однажды во сне Роману привиделась Богоматерь, которая словно вложила в уста его певческий талант. Проснувшись, Роман почувствовал непреодолимое желание исполнить гимны во славу Девы Пречистой, и тогда собор наполнился чудесными звуками сладкоголосого пения. Все присутствующие дивились его чудному голосу. После этого чуда Роман прославился, и написал ещё несколько гимнов прославляющих богоматерь.

В иконах посвященные празднику «Покрова Пресвятой Богородицы» отражается торжество Церкви, великая радость прославления Заступницы земли русской, покрывающей ее своим божественным омофором.