Энциклопедия
Полонский завод художественной керамики
завод (ЗХК Полонне)

Полонский завод художественной керамики

Полонский Завод Художественной Керамики

Полонский завод художественной керамики является одним из старейших на Украине, а его высокохудожественная продукция получила всемирное признание.

Полонский район издавна был богатейшим глиняным месторождением, источником высококачественного каолина, полевого шпата и кварцевого песка. В 1895 году на этой благодатной почве местный коммерсант Моисей Бричкин основал производство по изготовлению фарфоровых изделий. Он купил в этом районе небольшой малоприбыльный завод, перестроил его и с энтузиазмом взялся за новое дело. М. Бричкин был человеком всесторонне одаренным и творческим, замечательным предпринимателем и видел большие перспективы своего предприятия, которое первоначально называлось «Кукольный завод Бричкина». Специального оборудования в этот период не было; за исключением барабана для приготовления фарфоровой массы на паровом двигателе, все изготавливалось вручную. Первоначально предприятие занималось изготовлением различных по форме цветочных кашпо, расписанных восточным орнаментом, письменных приборов и статуэток. Образцом для мастеров всегда служил мейсенский фарфор. Пытаясь хоть немного приблизиться к своему идеалу, они старались повторить пышный орнамент декора и приклеивали к уже готовым формам цветы, гирлянды и фигурки, выполненные заранее. Однако самобытный и национальный характер изделий прослеживался во всем: в особенностях сырья, в цветных оттенках глины, в декоративной росписи. Бричкин разъезжал по местным волынским и полонским ярмаркам в поисках образцов ярких народных игрушек, чтобы сохранить местный колорит. Продукция завода пользовалась большим спросом не только у состоятельной элиты края, но и у жителей других регионов России и Европы. Особенно популярны были такие формы кашпо, как «Китайцы», «Японская ваза», «Девочка с кроликом», «Вековые дубы», «Слоники», статуэтки «Купальщицы», «Журавль», «Русалочка», «Мальчишки», «Олени», «Кузнец». Во время Первой мировой войны жизнь на заводе замерла. В 20-е годы производство фарфора было восстановлено. Новый этап в развитии этого дела привел к созданию свободной артели мастеров «Керамик», просуществовавшей до 1956 года. Производство расширялось, одни темы фарфоровой пластики заменялись другими, в искусстве появлялись новые образы бисквитных фигур: «Ударники», «Футболисты», «Шахтеры», «А. Пушкин», «Н. Гоголь», «Тарас-Шевченко», знаменитая «Конькобежка » Л. Скобликовой. 

После 1935 года артель стала обзаводиться новым оборудованием, что позволило выпускать продукцию еще более высокого качества. Последующие годы войны и оккупации ограничили работу предприятия. С началом 1946 года появились некоторые трудности из-за устаревшего оборудования, производство было нерентабельным. Только в начале 50-х годов с частичным обновлением техники положение стало меняться в лучшую сторону. В артель пришли мастера, прошедшие стажировку на Ленинградском фарфоровом заводе, вдохновленные новыми идеями и опытом общения классическим прикладным искусством.

В 1956 году предприятие перешло в ведение государства и было переименовано в Полонский завод художественной керамики.

Полная реконструкция завода в начале 1960-х годов вывела предприятие на новый уровень развития, что не могло не сказаться на качестве и разнообразии художественной продукции. С приходом новых профессиональных художников появилась галерея ярких, выразительных персонажей, выполненных в технике подглазурной росписи, среди которых ведущее место занимают сказочные и детские образы: «Девочка с мишкой», «На празднике» С. В. Голембовской, «Красный барабанщик» А. С. Чередника, «Первая буква» И. А. Коломиец, «Майская ночь» В. И. Щербина, «Оксана» М. А. Моцак и многие другие.

Среди 170 наименований предметов, выпускаемых заводом, много уникальных вещей. Каждая фигурка или столовый сервиз – это коллекционное произведение искусства, образец яркого национального стиля.