Энциклопедия
Прянишников Илларион Михайлович
русский живописец

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894) - знаменитый живописец второй половины XIX века, мастер жанровой картины, талантливый педагог, ставший действительным членом ИАХ, он был одним из тех, кто возглавил товарищество передвижников и претворил передовые идеи времени в своем творчестве.

Прянишников Илларион Михайлович, художник

И. М. Прянишников родился в 1840 году, в селе Тимошево, Боровского уезда, в купеческой семье. Художественное дарование раскрылось в детстве, он был наблюдательным мальчиком и много рисовал. В 1966 году окончил Московском училище живописи и ваяния и получил большую серебряную медаль за картину «Шутники». Его учителями были талантливые мастера: Е. Сорокин, Е..Васильев, С. К. Зарянко. Однако главным своим учителем Прянишников всегда считал В. Г. Перова, который во многом повлиял на формирование его художественной личности.

И. М. Прянишников вошел в историю русского искусства как художник бытового жанра, передвижник, человек революционно-демократических взглядов и устремлений. Он находился в кругу передовой, демократически настроенной молодежи, был сторонником Чернышевского в продвижении реалистического искусства, близкого и понятного в народной среде.

Первая картина, сделавшая его известным художником-жанристом, получила ироничное название «Шутники». В основу замысла легли литературные произведения того времени, в особенности рассказы А. Н. Островского и А. П. Чехова. Так же как и его знаменитые современники, Прянишников развивал в своем творчестве тему «маленького человека». И. М. Прянишников создал произведение сатирического характера с нотками сожаления, сочувствия происходящему. Ему удалось во всей эмоциональной полноте раскрыть трагичность сюжета, и дать блестящие психологические характеристики персонажам. Он, как в театре на сцене, представляет нам своих героев, словно приглашая зрителя не только посмотреть представление, но и поучаствовать в нем.

Еще в раннем творчестве И. М. Прянишникову блестяще удавались собирательные образы современников, наблюдать за которыми он не мог без улыбки или иронии. Он изображает «Любителя» (1860-е), увлеченного изучением редких предметов искусства, преданных своему делу «Дегустаторов» (1860-е), семейство «Чтение письма в мелочной лавке» (1864).

Этапным произведением художника стала картина «Порожняки» 1872 года, в которой выразилась настоящая русская идея, философия российской действительности. Картина была представлена на передвижной выставке, с  восторгом принятая зрителями и критиками. Среди работ И. Прянишникова есть много народных образов, портретов крестьян, которые, как яркие работы, по своей выразительности и законченности воспринимаются как самостоятельные произведения. Прянишников был мастером живописи, и в каждом своем подготовительном к большой картине этюде или рисунке он был очень точен и последователен. Он создал несколько так называемых хоровых картин, в которых передал настроение, атмосферу времени и свое отношение к народной теме: «Сельский праздник» (1870-е), «Калики перехожие» (1870-е), «Возвращение с ярмарки» (1883), «Крестный ход» (1893).

Особое место в творчестве Прянишникова занимает изображения детей, крестьянских мальчишек, играющих, сидящих «в засаде» или на завалинке, занимающихся рыбалкой или домашним трудом. Он великолепно передавал живость и непосредственность своих юных героев, не вырывая их из окружающей среды сельского пейзажа. Пейзажу художник всегда уделял большое внимание. Живописный пейзаж не только дополнял образ, но как бы жил своей жизнью.

Возможности, которые давал живописи пленэр, были достаточно ощутимы, влияли на общий колорит картин и богатство палитры. В воем творчестве И. М. Прянишникову удалось показать различные слои общества. Ему был интересен быт и жизнь крестьян, детские забавы и праздники, он с большим увлечением писал охотничьи сцены.

Но, пожалуй, больше всего зрителю запоминаются его картины с яркими сюжетами из жизни городских обывателей, помещиков, купцов. В них всегда привлекает наблюдательность художника, способного с юмором, точно и выразительно рассказать о своих современниках, не только через портрет, а через жанровый мотив. Среди таких картин: «В мастерской художника», «Жестокие романсы», «В ожидании шафера». Художник словно погружает нас в атмосферу второй половины XIX века, дает почувствовать остроту социальных тем, которые его занимают. Большое внимание художник уделяет деталям, дополняющим содержание картины. Он тщательно прописывает интерьер, и все те предметы, которые его заполняют, точно передает особенности костюмов, причесок и головных уборов.

Произведения художника отличаются разнообразием сюжетов и виртуозностью кисти, выдающей руку настоящего мастера. Прянишников долгое время преподавал в МУЖВЗ, и воспитал плеяду талантливых мастеров.

Художественное наследие Прянишникова очень богато открытиями и новаторскими идеями. Картины художника хранятся во многих российских музеях и частных собраниях, творческий опыт Прянишникова находит отклик у художников последующих поколений.