Энциклопедия
Рисунок
вид изобразительного искусства

Рисунок – одна из давнейших техник изобразительного искусства, история которой начинается с развитием человеческой цивилизации. Известно, что наскальные росписи появились около 10 тысяч лет до нашей эры. Видимо, с тех пор желание создавать выразительные образы ритуального или художественного характера человека не покидало.

Рисунок – самая уникальная, простая, доступная и, в тоже время, сложная техника для творчества. Карандаш – это первый пишущий инструмент, который доверяют ребенку. В руках профессионала это великолепный помощник для создания выразительного образа человека, пейзажа, натюрморта, жанрового рисунка, шаржа или путевой заметки. Техникой рисунка в совершенстве владели в Древнем Китае и Египте, там устанавливали первые каноны, обучали этому мастерству, добиваясь свободы и твердости движения руки по доске или папирусу. Ученик должен был также уверенно делать контуры фрески на стене или очертания рельефа. Древние греки в рисунке уделяли большое внимание пропорциям человеческого тела, видели гармонию в симметрии и совершенстве форм.

В Италии в эпоху Возрождения художники создали изысканную технику изображения на бумаге. Во времена Средневековья преобладали религиозные сюжеты, натура уступала место духовности. В XII веке художник довольствовался свинцовым стерженьком, который был предшественником нашего современного карандаша и назывался штифт. В немецком языке название «бдяйштифт» (свинцовый стержень) сохранилось поныне. Первый мягкий бледно-серый след свинцового штифта появился на листах пергамента. Более темную черту оставлял штифт «из двух частей свинца и одной части прокованного молотком олова». Линия со временем под действием кислорода темнела, но легко удалялась хлебным мякишем, пемзой; ласик придумали в XVII веке. В эпоху Возрождения людям искусства и художникам с большим успехом служил серебряный карандаш. Его темно-серая черта приобретала коричневый оттенок при окислении, и стереть ее было трудно. Поэтому рисовать такими карандашами могли себе позволить великие мастера, не грешившие ни одной лишней линией. Сохранились серебряные рисунки Леонардо да Винчи, Дюрера, Кранаха. Кроме серебряных карандашей использовали минеральные аналоги: сангину, уголь, мел, пастель. Более профессиональными инструментами были графит, итальянский карандаш, акварель и белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кисточками на белой или цветной загрунтованной бумаге.

Уголь плохо держался на бумаге, поэтому его закрепляли. В XV веке в Италии бумагу предварительно смачивали водным раствором клея, например, гуммиарабика, затем делали рисунок, а потом подвергали поверхность воздействию водяного пара. Когда в том же XV веке в Пьемонте был найден «черный камень» – черный глинистый сланец, проблем с новым пишущим средством не было. Сегодня становится понятным происхождение слова карандаш: тюркские корни «кара» – черный, «даш» – камень. Когда месторождение в Пьемонте иссякло, его сменили залежи в Тюрингии и Андалузии.

Париж не располагал такими богатствами. Зато здесь догадались смешивать белую глину с ламповой сажей. Так родился искусственный парижский карандаш или «соус». Он был мягче и ярче итальянского, и меньше царапал бумагу. Потом Леонардо да Винчи нашел сангину. Это красный мел – природный каолин, окрашенный окислами железа. Красно-коричневые оттенки сангины как будто специально созданы для рисунков человеческого тела. Пастель – цветные мелки минерального происхождения – придумали в том же XV веке. Только в 1780 году появился карандаш в привычной для нас форме. Этому предшествовало открытие месторождений графита в Англии. Графит в смеси с глиной давал потрясающий эффект и был хорош для письма. Это преимущество открыли независимо друг от друга француз Н. Конте и чех И. Гартмут. В России первые графитные стержни изготовил М. В. Ломоносов, а их производство еще кустарного типа появилось только в 1848 году. Технология изготовления черно-графитных карандашей с 1790 года принципиально не изменилась.

Путь от сырья до карандаша складывается в несколько этапов, объединяющих от 60 до 100 операций. Сначала глину мешают с графитом, затем из массы выдавливают стерженьки. Сформированные грифели сушат в печке, делают им деревянную оболочку. В кедровой дощечке величиной с ладонь нарезают ложбинки, укладывают туда стержни, промазывают выступы клеем и накрывают другой дощечкой с тем же количеством углублений, сжимают плотно дощечки и кладут под пресс на пять и более часов. Наконец, последний этап – специальная машина распиливает заготовку на карандаши, каждый их которых красят в нужный цвет и штампуют на нем необходимую надпись. В зависимости от содержания глины карандаши различают по мягкости – от 7Т до 6М.

У техники рисунка множество художественных приемов, с помощью которых художник добивается разнообразия в изображении натуры. Анри Матисс мог одной выразительной линией нарисовать женский портрет. Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Матенья, А. Дюрер довели рисунок человека до совершенства, создали множество методик, которые дошли до нашего времени. Русское искусство XVIII-XIX веков подарило миру немало талантливых мастеров. Виртуозно владели рисунком Орест Кипренский, Александр Иванов, Карл Брюллов. Художники ХХ века пронесли через свое творчество навыки мастерства. Называя знаменитые имена, сложно остановиться в перечислении. Список огромен: Валентин Серов, Константин Коровин, Мстислав Добужинский, Александр Бенуа, Константин Рудаков, Дмитрий Кардовский и многие другие. С рисунка начинается академическая школа изобразительного искусства, формирующая представление о пространстве, перспективе, композиции, анатомии человека и животного, светотеневых градациях и фактуре предметов. Рисунок лежит в основе любого живописного произведения, помогает скульптору сделать эскиз будущей скульптуры, памятника или рельефа. Модельер и дизайнер по обуви создает свои модели в рисунке и только потом переводит свой замысел в подходящий материал. Каждый человек, который хоть раз держал в руках карандаш, может прикоснуться к искусству и ощутить великолепную силу творчества.