Энциклопедия
Розенталь
немецкий фарфор

Фарфор фирмы Розенталь

Слава европейского фарфора не меркнет с веками, оставляя за собой право первенства в производстве самого качественного фарфора и непревзойденного уровня художественной росписи изделий.

История ведущих королевских мануфактур – это культурное наследие великих держав. Мейсенский, Севрский, Датский, Веджвудский, Русский фарфор стал образцом для многих поколений мастеров, художников, скульпторов. Наряду с крупными фабриками, существовали небольшие предприятия по производству фаянса и фарфора, успехи которых были на уровне высокого мастерства и изысканного вкуса.

Одной из известных европейских фарфоровых фабрик, основанной в конце XIX века,  получившей свое развитее уже в ХХ стала ROSENTHAL. Интересен и тот факт, что производство на протяжении всего своего существования и почти полутора вековой истории, принадлежало династии Розенталь.

Сначала фабрикой владел ее основатель Филипп Розенталь, потом она перешла по наследству к его сыну Филиппу Розенталю, который прожил долгую и счастливую жизнь и был главой компании до 2001 года. Открытие своего дела - событие непредсказуемое, и не всегда предприимчивость фабриканта сулит коммерческий успех. Филипп Розенталь был сыном торговца фарфором, и едва достигнув совершеннолетия, он, покинул отчий дом уехал в Америку, где вскоре сделал себе карьеру коммерсанта по закупкам фарфора и стекла. 

Вернувшись в Германию, Филипп - двадцати пятилетний юноша, получивший великолепный коммерческий опыт и образование, направил свой потенциал на создание в 1979 году в Зельбе (Верхняя Франкония) мастерской-студии по росписи фарфора и фаянса. Вместе с братом Максом Филипп выкупил часть замка Raitenbach, где и разместился небольшой художественный цех. Со временем численность мастеров от одного человека выросла до двадцати. Дело быстро набирало обороты, и на первом этапе развития успех был ощутим, хотя некоторые финансовые недочеты возникали.

Несколько лет мастера-живописцы развивали свое художественное искусство на «белье», закупленном у различных фабрик. И, наконец, пришло время заняться собственным производством. Местные источники сырья и изученная рецептура фарфора позволили создать изделия превосходного качества, удивительной белизны, прочности и прозрачности. Первоначально образцом для изготовления форм служили образцы европейского фарфора, и заводчики придерживались классических образцов.

Основной ассортимент фабрики составляли чайные и столовые сервизы, скульптура, предметы интерьера и сервировки стола. Одним из ранних Розенталевских комплектов считается чайный сервиз «Мария», названный в честь жены Филиппа. Этот парадный комплект был выполнен в английском стиле, по образцу серебряного сервиза, купленного Розенталем в Англии. Удивительно изысканные формы этого сервиза не менялись с годами, разнообразием отличалась лишь его роспись.

Всемирный успех фабрике Розенталь принесли произведения, выполненные в Югендстиле. Сервизы, вазы с цветочным и растительным орнаментом долгое время составляли конкуренцию многим европейским фирмам, как на выставках, так и на рынке фарфорового производства.

В 1886 году случилось знаменательное событие, которое наши современники назвали бы смелым эпатажем. На фабрике был создан оригинальный дизайн пепельницы с надписью: «Место отдыха для горящих сигар»-предмет, который вошел в историю производства и стал чрезвычайно знаменит.

В течение пятидесяти лет существования фабрика Розенталь присоединила к себе более десяти других фабрик в Зельбе и за его пределами, и в этот же период преобразовалась в новую фирму – Rosenthal AG, став одной из самых известных производителей фарфора в мире. 1930-е годы были не совсем благоприятным периодом в истории предприятия, что повлекло за собой эмиграцию Филиппа и его коллег.

Дело отца продолжил его сын Филлип, который вернувшись в родные края после войны в 1950-е годы, сумел приумножить семейное состояние и сделать бренд Rosenthal еще более знаменитым. Молодой Филипп, был не только отличным бизнесменом, он слыл светским щеголем и коммуникабельным человеком. Он с легкостью заводил важные знакомства, общался в кругу артистической элиты. Филипп пригласил на фабрику лучших дизайнеров, которые работали в русле современных тенденций. Отличительной особенностью изделий марки Розенталь было умение сочетать классические традиции цветочного и растительного орнамента с современным дизайном. Такая традиция возрождать довоенные формы к новой жизни сохранилась до сегодняшнего времени.

Одним из знаменитых образцовых сервизов компании Розенталь был чайный сервиз Сансуси (Sanssouci). Художественное оформление комплекта поражает богатством и разнообразием мотивов стиля рококо, является явным подражанием декора дворца Сансусси в Потсдаме около Берлина.

Одним из признанных шедевров 1990-х годов можно назвать парадный сервиз Versace (Версаче), ознаменовавший сотрудничество таких знаменитых брендов как Rosenthal и Versace .Главное достоинство сервиза - элегантная классика, основанная на сочетании тонкого как кружево орнамента золотом и белоснежного фарфора.

Больше ста лет компания Розенталь достойно несет свой бренд, возрождая классические традиции, и, вооружившись новыми технологиями, развивается в русле новых художественных тенденций.