Энциклопедия
Садовников Василий Семенович
русский акварелист

Садовников Василий Семенович (1800-1879) – талантливый акварелист первой половины XIX века, художник знаменитых видов Петербурга.

Садовников Василий Семенович, художник

Судьба автора знаменитой перспективы «Невского проспекта» складывалась загадочным образом, многие факты из его биографии не известны до сих пор. Садовников с рождения был крепостным при дворе княгини Н. П. Голицыной и получил вольную только в 1830-х годах, после смерти своей хозяйки. Ему исполнилось тогда тридцать восемь лет – время, когда личность человека и его мастерство достигают наивысшей зрелости. Тогда он был уже семейным человеком, известным художником, получил от Академии Художеств звание - свободный неклассный художник за знания перспективной живописи. Не сохранились сведения и о первых учителях Садовникова, заставляя утвердиться нас в мысли, что он бы исключительно талантливым самородком и только пользовался редкими советами у тех метров, к которым имел возможность приблизиться.

Бытует и такое мнение, что русские помещики, не равнодушные к одаренности своих крепостных, отдавали их в обучение к профессиональным мастерам. Из некоторых источников мы узнаем, что Садовников в юности раскрашивал чужие литографии и какое-то время учился в Академии у М. Н. Воробьева.

Образ литературного Петербурга времен Пушкина, Лермонтова, Достоевского был созвучен работам Садовникова, созданных в одну эпоху. 1830-е годы время расцвета художника. Именно в это время художник сделал свою знаменитую «Панораму Невского проспекта». Выполненные в технике акварели правая и левая сторона центральной улицы Петербурга составляла более шестнадцати метров. Работа была сразу же переведена на литографский камень, напечатана и издана. В настоящее время литографии Невского проспекта встречаются в редких коллекциях, и не всегда состав их полон. Но даже некоторые из представленных экземпляров  являются классикой кабинетной графики. Небольшие по размеру листы с великолепными фасадами зданий, перспективами главных площадей и каналов, дают представление о том, как в первой половине XIX века выглядел Петербург. Рука художника тверда и виртуозна. Он с архитектурной точностью передает все великолепные особенности строений, акцентирует наше внимание на некоторых бытовых и жанровых моментах. Зритель с интересом разглядывает вывески магазинов, трактиров, потом замечает прогуливающихся прохожих, одетых по современной моде.

Сколько лет Садовников наблюдал за жизнью города из окна дома княгини Голицыной, чувствовал его атмосферу и колорит. Каждый фрагмент Невского проспекта дан с выверенной точностью, с блестяще подчеркнутой перспективой пролетов улиц и водных магистралей его пересекающих, раскрывающих перед зрителем романтику Северной Венеции. Художественное наследие В.С. Садовникова, насчитывающее более ста листов с акварельными работами и рисунками, имеет огромное значение для истории и культуры России.

Среди работ много городских пейзажей, в которых художник преследует цель – создать исторический документ эпохи. Превосходно справляясь с этой задачей, он остается непревзойденным мастером кисти, точные удары которой передают краски Петербурга, погружая зрителя в голубовато-серебристую дымку, с легкими звучными акцентами. Садовников очень внимателен к деталям, с точностью миниатюрной живописи прописывает и прорисовывает каждый элемент. С годами художественная манера Садовникова менялась от строгой графичности к большей живописности. Самым плодотворными были 1840-е годы, когда он создал акварели с великолепными перспективными планами и большими групповыми сценам и жанровыми сюжетами, оживляющими его работы, внося в них мотив повествования.