Энциклопедия
Самохвалов Александр Николаевич
советский художник-живописец

Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971) – русский художник, график, автор платков, портретист, книжный иллюстратор, один из ярких представителей советского реализма, создававшего знаменитый символ эпохи – «Девушку в футболке». А. Самохвалов был талантливым учеником К. Пертова – Водкина продолжившего в своем творчестве поэтику русского символизма. Александр Николаевич был активным участником выставок, членом художественных объединений «Круг художников» и «Октябрь».

Самохвалов Александр Николаевич, художник

Александр Николаевич родился в Бежецке Тверской губернии в 1894 году, художественные таланты проявились еще в детстве, но первое образование было техническим. В 1914-1918 годы Самохвалов учился в Академии художеств на архитектурном факультете, потом с 1919 по1923 - во ПГСХУМе, наконец, - в ВХУТЕИНе на живописном факультете.

После учебы начало художественной деятельность было очень плодотворным, он получил несколько золотых наград за исполнение плакатов на выставке в Париже 1924 году: «Да здравствует комсомол», «Бессмертный вождь Октября Ленин». А. Самохвалов участвовал в реставрации Георгиевского собора Старой Ладоги в 1926 году, ездил в Великий Новгород на пленэр, где проникся символикой древнерусского искусства, любовался сохранившимися фресками. Александр Николаевич – художник советской эпохи, великолепно чувствующий время и настроение своих современников. Его произведения принизаны энергией, жизнеутверждающим началом и ярким мажорным звучанием ярких красок. Он отразил ту живую трепетную атмосферу, в которой жила и трудилась советская молодежь, стремящаяся к высшим достижениям в спорте и идейной борьбе, молодежь, устремленная в будущее.

Для раннего периода творчества 1900 годов характерны пейзажи природы в реалистическом стиле: «Старые кузницы» 1909, «Улица в Бежецке» 1912, «Пейзаж» 1909, «Между небом землей» 1914. Сохранившиеся рисунки 1910 годов, выдают руку талантливого рисовальщика. После учебы в АХ у Петрова – Водкина у Самохвалова открывается новый интересный период творчества и самопознания, в его работах чувствуется влияние мастера, особенно принципы его планетарной перспективы и цветовой символики: «Старая Ладога» 1924, «Афрасиаб» 1921, «В скалах» 1921, «Головомойка» и другие. К середине 1920 –годов намечается круг любимых тем художника, все больше связанных с образами его современников. «Девушка с яблоком» 1928 года - одна из работ переходного периода А. Н. Самохвалова, в котором он переосмысливает свой ученический опыт и впечатления от новгородской храмовой живописи. Того же плана работы «Спартановка» 1929 и «Женщина с напильником» 1929. Уже в этих произведениях намечается характерная обобщенность фигур, плоскостность изображения и цветовая динамика. В героинях нет портретного сходства, и ярких характерных черт. Но эта удивительная эскизность не лишает персонажей выразительности. Расцвет творчества А. Самохвалова падает на 1920-1930 годы, когда его талант раскрылся наиболее полно, когда его работы, так как никогда были созвучны времени. Его картинам свойственна монументальность: «Ткацкий цех» 1929, Художник был очарован образами молодых тружениц, в которых атлетическая грация соединялась с женственностью, оптимизм с тяжелым заводским трудом. «Метростроевка со сверлом» 1937, « Метростроевка у бетоньерки» 1937, «Песчаный карьер в Лещиновке» 1936. Самохвалов писал с натуры, наблюдая за своими героинями, находясь на стройплощадках, в цехах, в шахтах, на колхозном поле. Новый облик современниц отрешенных от быта, осваивавших мужские профессии покорял художника.

Большой цикл работ Самохваова посвящен современной спортивной молодежи. Его главные персонажи - юноши и девушки в спортивных костюмах, воодушевленные, полные физических сил и здоровья. Юношеский задор, физическая грация, стремления к победе было очень характерно для его поколения: «На стадионе» 1935, «Советская физкультура», 1935, «После кросса», «Девушка с ядом» 1933. И хотя в работах есть некоторый пафос, поэтическая одухотворенность, образы, созданные Самохваловым – это часть советской эпохи, отношение к которой сейчас не однозначно. Его прославленная «Девушка в футболке» - сразу встает перед глазами, когда мы говорим о молодёжи 30-х годов.

Творчество А. Н. Самохвалова уникально, имеет изобразительно документальный характер, его живописные работы, рисунки, книжная графика представляют музейную ценность и огромный коллекционный интерес.