Энциклопедия
Серов Валентин Александрович
выдающийся русский живописец, портретист

Серов Валентин Александрович (1965-1911) – выдающийся русский живописец, график, мастер рисунка, автор пейзажей и портретов, жанровых картин и мифологических сюжетов, художник, сохранивший в своём творчестве традиции реализма, переживший влияние символизма, модерна и импрессионизма. Серов был участником выставок объединения «Мир искусства», был членом совета Третьяковской галереи и оставался им до конца жизни, с 1898-1909 годы преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества.

Серов Валентин Михайлович, художник

В. А. Серов родился 1865 года в Петербурге в семье известного композитора и музыкального критика – Александра Николаевича Серова. Его талант художника проявился в детстве, в семилетнем возрасте, когда он после скоропостижной смерти отца около года жил в Смоленской губернии, у подруги матери. Он очень любил рисовать и мог заниматься этим делом часами. Способности Валентина не остались без внимания. В 1972 году В. Серов с матерью уезжают в Мюнхен, где он получает первое художественное образование; Валентин занимался в мастерской у немецкого художника К. Кеппинга.

Первый, кто серьезно обратил внимание на талант мальчика, был скульптор М. М. Антакольский, он настоятельно рекомендовал юноше брать уроки у И. Е. Репина, который в этот момент жил в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. В 1874 годы Серовы переехали в Париж. В течение года Валентин с удовольствием занимался с Репиным живописью. Илья Ефимович бы очень доволен успехами юного художника и высоко ценил природный талант мальчика. Когда Серовы в 1875 года переехали в Москву, занятия с Репиным возобновились. Он делал карандашные наброски с живописных картин учителя, стремился передавать светотеневые нюансы, писал натюрморты, выезжал вместе с Репиным на этюды, на пленэр, часто писал вместе с ним одну и ту же натуру. Из ранних работ Серова очень привлекательны портреты четы Мамонтовых и И. Репина. Особенно интересны рисунки этого периода, в которых ярко проявляется индивидуальность Валентина и в тоже время чувствуется влияние яркой репинской манеры.

Знаменательным событием в жизни Валентина Серова стало знакомство с Саввой Мамонтовым. Савва Иванович был крупным промышленником и меценатом, очень любил искусство. Его дом в «Абрамцеве», в его подмосковном имении, во второй половине XIX века стал центром духовно-культурной жизни Москвы, где он создал замечательную творческую атмосферу для творчества талантов. По настоянию И. Е. Репина Валентин поступает в Академию художеств в Петербурге и параллельно посещает занятия в частной мастерской П.П. Чистякова (1880–1884). В 1885 за этюд с натуры Серов был награжден малой серебряной медалью и вскоре после этого оставляет учебу в Академии. Не закончив основанного курса, начинает работать самостоятельно. В 1885 году Валентин Александрович едет в Германию и Голландию, а в 1887 году прибывает в Италию, изучает там живопись европейских мастеров. После заграничной поездки В. Серов приезжает в Абратцево, где живет в доме С. Мамонтова. Это место он очень любил и всегда сюда возвращался, черпая вдохновение в кругу творческих друзей и единомышленников. Он написал здесь свой ранний, самый замечательный, этапный для своего творчества, ставший знаменитым портрет дочери Саввы Ивановича – «Девочку с персиками». Вскоре он напишет и не менее известный портрет своей двоюродной сестры Марии – «Девушка, освещённая солнцем». В этих произведениях мы находим явные приёмы импрессионизма, цветовое решение строится на сложных переходах, где каждый мазок отражает свет и красочная фрактура принимает эффект наполненности воздухом.

Серов любил писать пейзажи окрестностей, делал многочисленные этюды и зарисовки, изучал влияние световоздушной среды на возможности живописи. Каждая написанная им с натуры работа была пронизана радостью. В 1890-е годы в его творчестве заметен интерес к крестьянской теме. Талант Серова проникал в разные жанры изобразительного искусства, он мастерски и легко справлялся с любой живописной задачей. Однако начиная с 1900 годов, портрет стал любимым жанром художника. Портреты несут в себе артистичность изобразительной манеры и заострённые психологические характеристики моделей. Круг изображённых довольно широк, он пишет артистов, художников, писателей, поэтов, любимых друзей. За свою недолгую насыщенную событиями творческую жизнь Серов написал более ста портретов, среди которых образы М. Н. Ермоловой, Ф. Шаляпина А. Мазини, Ф. Таманьо, К.А. Коровина, И. Е. Репина, И.И. Левитана, Н.С. Лескова, Н.А. Римского-Корсакова и многих других деятелей искусства. Среди работ Серова были и портреты камерного характера, а также он писал много парадных портретов. Он стал известным портретистом и выполнял работу на заказ. Когда он создал портрет великого князя Павла Александровича, он получил славу и мировое имя. Портрет князя был отмечен сначала на Мюнхенском Сецессионе, а позже в 1900 году за него художник получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Серов выполнял на заказ портреты членов знаменитых аристократических семей, таких, например, как Боткины, Юсуповы, Морозовы и другие. От произведения к произведению он усложнял художественные и композиционные задачи, делал изображение каждого образа неповторимым и выразительным. Серов писал портреты за несколько сеансов, долго присматриваясь к модели, изучая её натуру, делая множество предварительных набросков. Однако же впечатление от его работ всегда очень светлое, зрителя не покидает ощущение легкости письма. В них чувствуются мастерство и виртуозность кисти, умение вычленить из богатейшей красочной палитры нужные нюансы, заставляющие живопись звучать ярче.

Валентин Серов обладал непревзойдённым талантом портретиста, любившего жизнь, творчество и искусство. Живописность его работ и выразительность композиций стали яркими чертами его неповторимого стиля. Художественное наследие и деятельность Серова – это огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, его произведения хранятся в крупнейших музейных и частных коллекциях в России и за рубежом.