Энциклопедия
Шагал Марк Захарович
выдающийся российский и французский художник

Марк Захарович Шагал (1887-1985) - выдающийся белорусский и французский художник еврейского происхождения, один из крупнейших мастеров эпохи модерна; сценографист.

Марк Шагал родился в Витебске (Беларусь), на окраине небольшого городка. Родину очень любил; многие его полотна впоследствии включали образы маленького города или деревни: на заднем плане часто видны маленькие треугольные крыши домов, нагроможденные, точно ёлочные ветви, всегда сгустившиеся вокруг маленькой церкви. Этой любимой тематике посвящена его знаменитая картина «Я и деревня» (1911 год, в коллекции МОМА, Нью-Йорк).
Окончил Витебское училище, затем ХШ Юделя Пэна. Забрав последние деньги, в 1906 году переехал в Петербург. Здесь его взяли в рисовальную школу ОПХ, возглавляемую Н.К. Рерихом; в 1909-1911 посещал частную ХШ, где его учителем был Л. Бакст.

Марк Захарович Шагал, художник

В 1911 году уехал в Париж; там он познакомился с выдающимися модернистами. Под влиянием Пабло Пикассо и Жоржа Брака, в 1913 году пишет кубистические работы: «Автопортрет с семью пальцами» и «Париж через окно». Уже в них встречаются его характерные парящие фигуры, уютное нагромождение домиков, яркие полнозвучные цвета. Проведя три года в Париже, вернулся в Россию; начавшаяся война отложила планы возвращения в Европу до его эмиграции в 1922 году, после основания СССР. В эти годы Шагал работал в государственных организациях, открыл Витебское художественное училище, был художником-оформителем в театре. Пишет картины «Над Витебском» (1915), «Прогулка» (1918)»: зелёные холмы любимой деревни, светло-розовая церковь, мужчина, держащий птицу в руке, во второйсвою даму, парящую рядом с ним в воздухе. В женских персонажах Шагал почти всегда изображал свою первую жену Беллу Розенфельд.

 В 1923 году, по приглашению известного дилера, галериста и коллекционера Амбруаза Воллара Марк Шагал с семьей переезжает в Париж. В 1924 году пишет картину «Скрипач», снова под влиянием кубизма.
Париж начала XX века был мировым центром искусства, особенно живописи. Почти каждый художник, которому было суждено возглавить новое движение в искусстве, в нём побывал, по крайней мере, проездом, как Винсент Ван Гог, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Амедео Модильяни; многие родились в нем или переехали жить, как Поль Сезанн, Хуан Миро, Пабло Пикассо, скульптур Константин Бранкузи или Сальвадор Дали (хотя Дали позже эмигрировал в США). Париж олицетворял всё смелое и новое в искусстве; раскидистый трон модерна приютил под своими ветвями многие возникающие и угасающие, как вспышки, течения: импрессионизм, постимпрессионизм, ар-нуво, экспрессионизм, фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм, дадаизм, ар-деко, конструктивизм, сюрреализм и проч. Именно Париж, с его мощёными улочками, величественными базиликами, ночными террасами кафе, готическими статуями горгулий и светлыми мостами через Сену, с его архитектурой и особенным присущим ему духом, вдохновлял художников на творческие поиски, собирал их вместе и являл всему миру новый революционный живописный шедевр.

В 1941 году Шагал с семьей выезжает из оккупированной Франции в США по приглашению руководства МОМА. В Нью-Йорке от болезни умерла его горячо любимая жена и единственная муза: в 1945 году Шагал пишет нежную картину в приглушенных синих тонах «Свадебные огни» (ныне в частной коллекции).

В 1947 Марк Шагал снова возвращается во Францию. В поздние годы переходит со станковой на монументальную живопись: им сделано множество ярких мозаик, витражей (в Германии, Англии, США, Швеции, Израиле, а также по всей Франции), керамические панно. Его необыкновенные мозаики украшают многие синагоги, католические храмы и протестантские церкви.

В 1964 году, почти столетие спустя инаугурацию знаменитой Парижской Оперы, Марк Шагал по государственному заказу расписывает плафон здания Пале Гарнье. Предыдущая роспись была сделана в барочном стиле академистом Жюлем Ленепвё в 1869-1871 гг. Плафон Марка Шагала, состоящих из пяти цветовых частей, изображающих сцены знаменитых спектаклей – "Лебединое озеро" П.И. Чайковского, "Волшебная флейта" В.А. Моцарта, "Тристан и Изольда" Рихарда Вагнера, "Жизель" А.-Ш. Адана и "Дафнис и Хлоя" Мориса Равеляпоражает зрителей бескомпромиссными, ярчайшими красками, примитивистским стилем на фоне неоклассического храма музыки. Роспись была нанесена на гобелены, скрывая работу Ленепвё, но допуская возможность возвращения к первоначальному варианту. Эта работа Шагала вызвала широкий общественный резонанс и полемику о современном искусстве: некоторые восхищались ею, многие были обескуражены контрастом модернистского плафона с архитектурой театра XIX века. Современное искусство сделало ещё один шаг вперёд в свободолюбивом Париже.

В 1966 пишет два панно для другого ведущего оперного театра в миреМетрополитан-опера, делает мозаику для Национального банка Чикаго.

В 1973 была организована его персональная выставка в Третьяковке; ей и Пушкинскому музею художник оставляет некоторые свои работы: «Над городом» (1914-1918), «Введение в Еврейский театр» (1920) и другие.
Три года спустя он получает высшую почётную награду Франции; организована его выставка в Лувре, в честь его семидесятилетия.

Ныне существует комитет Шагала, состоящих из его наследников, – именно они имеют окончательное право атрибуции картин выдающегося мастера модерна. Современный рынок наводнен подделками Шагала из-за их высокой цены, сравнительно лёгкой возможности репродукции и отсутствия исчерпывающего каталога-резоне художника. Картины Марка Шагала регулярно появляются на аукционах: только в мае 2016 г. его «Букет на крышах деревни» (1961) ушёл с открытых торгов за 3,4 млн. долл., при оценочной стоимости в 2-3 млн. долл. Его волнующие церковные мозаики, витебские мотивы, взлетающие и парящие фигурывсё в таинственных ярко-синих и красных цветах, зелёных и жёлтыхи по сей день вдохновляют и восхищают многих, пополняя богатейшие частные и лучшие музейные коллекции.