Энциклопедия
Шарль Крессан (Charles Cressent)
Стиль мебели

Известнейший мебельщик Франции первой половины XVIII века, один из наиболее талантливых мастеров, который может считаться создателем в мебельном искусстве так называемого «стиля регентства», переходного к развитому стилю рококо. 

                                                                                         8smw4c7zp4cjc3bxxd0dolqz6hs0t81k.jpg

Сын чернодеревщика и внук резчика по дереву Крессан унаследовал все их лучшие навыки. Он обучался в родном городе Амьене, но позднее обосновался в Париже, где стал членом Академи де Сен-Люка в 1714 году. Шарль Крессан работал и как скульптор, и как краснодеревщик герцога Орлеанского (с 1715 по 1923 годы – регент при молодом Людовике XV). Шарль Крессан в совершенстве владел техникой маркетри и искусством чеканки бронзы. В своих работах он использовал древесину амаранта, розового и фиалкового дерева. Он изготавливал большие комоды с мраморными крышками и накладками ormolu (орнаментальные накладки из бронзовых отливок с отделкой позолотой, служившие и защитой для краев и фанеровки изделий) в стиле регенства. Как скультор, он был автором целого ряда тончайших ormolu того времени. Выполненные им накладки из позолоченной бронзы украшали его комоды. Ручки комодов, ножки и профили мебельных изделий Крессана обильно декорировались бронзовыми украшениями, стилизованными под стебли растений, листья и цветы. Часто изобразительными мотивами являлись женские головки в изящном повороте с высоко зачесанными волосами, словно раскрывающийся бутон цветка из стебля, получившие название – espagnolettes. Эти головки напоминают женские образы в живописи Антуана Ватто. Возможно, Шарль Крессан был учеником знаменитого Андре Шарля Буля. Но его мебель лишена массивности, свойственной изделиям Булля. Комоды Крессана, сохраняя конструктивность, приобретают большую пластичность фасадов. Их передняя стенка изгибается и опускается в центре плавным полукругом. Как и Булль, Шарль Крессан применяет накладки, но орнамент их становится более изысканным и подвижным, хотя сохраняет симметрию. Эскизы бронзовых накладок выполняли либо сами мастера мебели, либо декораторы интерьеров. Шарль Крессан заимствовал декоративные мотивы и от стиля Рококо и от стиля Регенства, продвигаемого архитектором Робертом де Коттом и Герцогиней Бургундской. Типичные комоды, приписываемые Шарлю Крессану, находятся в поместье Waddesdon и в музее Residenzmuseum в Мюнхене.