Энциклопедия
Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна
художник, автор «фарфора» в стиле русского авангарда

Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892-1967) - одаренный художник, талант которой одинаково ярко проявился в различных сферах искусства - в станковой и театрально–декоративной живописи, в графике и декоративно-прикладном творчестве. Щекатихина-Потоцкая была одним из выдающихся мастеров советского фарфора, создав множество уникальных авторских произведений. Щекатихина-Потоцкая обладала непревзойдённым творческим даром и оригинальным художественным мышлением, ее имя было хорошо известно европейской публике по многим выставкам декоративно- прикладного искусства. В историю советской культуры она вошла как один из авторов знаменитого «фарфора» в стиле русского авангарда.

Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна, художник

А. Н. Щекатихина-Потоцкая родилась 1892 году на Украине в городе Александровск, в семье, где любили традиционное народное искусство, и занимались творчеством или ремеслом. Дед был иконописцем и увлекался «лаковой миниатюрой», бабушка вышивала. Александра рисовала, мечтала поехать в Петербург в Академию художеств. Не пройдя по конкурсу в Академию, девушка поступила в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств и училась у знаменитых мастеров Н.К.Рериха, И.Я.Билибина, Я.Ф.Ционглинского, архитектора В.А.Щуко. Образование здесь было разнообразным, занятия были насыщенны практическими заданиями по графике, живописи и скульптуре. Самое главное для Александры было и то, что она могла заниматься любимым с детства декоративно-прикладным творчеством, которому в школе уделялось особое внимание. С большим вниманием Александра слушала лекции о древнерусской архитектуре, работала в ткацкой и керамической мастерских. Больше всего она любила делать наброски предметов интерьера, например, мебели, или бытовой утвари, рисунки тканей. За годы обучения она получила множество творческих навыков и в числе лучших студентов в 1911 году была отправлена в командировку в Европу. Александра знакомилась с западноевропейским искусством, путешествовала по Греции и Италии, в 1913 году решила приехать в Париж. Она поступила в академию Рансона, где ей посчастливилось учиться у М. Дени, Ф. Валлотона, П. Серюзье.

Вдохновленная новыми впечатлениями Александра возвратилась в Россию и погрузилась в творчество. За все, что бралась художница, получалось мастерски выразительно. Щекатихина-Потоцкая выполняла эскизы ковров и тканей, занималась майоликой, под руководством Н. Рериха расписывала церковь в Талашкине, а так же оформляла постановки петербургского «Старинного театра», делала эскизы костюмов для спектакля «Весна священная» И.Ф. Стравинского и оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Уже самостоятельно Щекатихина-Потоцкая оформила спектакли «Рогнеда» и «Тристан и Изодьда» для театра С. И. Зимина в Москве.

Предреволюционный период Щекатихиной-Потоцкой больше связан с традициями «Мир искусства». В 1915-1917 годах она участвует в выставках объединения со своими графическими работами, которые высоко оценивали критики. Ее ярко выраженная графическая манера рисунка наполняется цветом. Ее ранний изобразительный язык тяготеет к искусству символизма. Она часто обращается к образам древнерусской живописи, к красочности украинского народного быта, окружавшего ее с детства.


После революции 1917 года начинается новый этап в судьбе России, важные события происходят и в жизни художницы. Щекатихина-Потоцкая вышла замуж и рано овдовела, а в 1918 году пришла на знаменитый фарфоровый завод, в недавно открывшийся живописный цех по производству агитационного фарфора и стала там одним из лучших художников с большим талантом и творческой фантазией. Ее ранняя мелкая пластика отличалась лиризмом образов: фигурка «Снегурочка», тарелка «Солнце и луна». Она работала с большим воодушевлением над созданием новых, оригинальных росписей. Александра развивала в своих работах новые приемы декоративности, где рисунок и орнаменты свободно растекались по поверхности предмета. Из произведений этого периода наиболее известны: сервиз «Конек-горбунок», тарелки «Материнство» и «Плясунья», чашки «Аленький цветочек» и «Три девицы». Художница берет за основу народных русских бабок и старичков, образы из знаменитых сказок, обращается к живописной трактовке русских праздников, деревенских игр и забав: чашки «Деревня», «Свадьба», тарелка «Нитки мотают». Предметы художницы послереволюционного периода исследователи ее творчества условно относят к агитационному фарфору, отмечая некоторую иронию и субъективность трактовки фигур матросов, комиссаров, праздничных событий, красноречивых лозунгов и яркой символики. Агитационный фарфор Щекатихиной-Потоцкой отличался романтическо-фольклорным характером. Тонкая графичность рисунков сочетается с обобщёнными формами, с мажорным звучанием ярких красок народного искусства: блюда «Борьба рождает героев», «Современная революционная мысль - это социализм», поднос «Агитационный», тарелка «Комиссар ».

В 1923-1925 годах Щекатихина-Потоцкая путешествовала по странам Ближнего Востока, а потом до 1936 года жила в Париже. В это время она много занималась графикой, добиваясь свободы и легкости техники. Работы приобретают больше живописности: «Египетский мальчик». В Париже художница занималась книжной иллюстрацией, создавала эскизы одежды и костюмов для театра: «Сказка о Царе Салтане». После возвращения на родину Щекатихина-Потоцкая оформила в лубочно-декоративном духе постановку той же оперы в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде (сегодня Мариинский театр). Но основная ее деятельность - это работа на ЛФЗ, куда она возвращается после длительного перерыва. Ее произведения отличаются от раннего периода, они отмечены ограниченным сочетанием функциональных и эстетических качеств. Любимым мотивом художницы становится «рыба», она обращается также к растительному орнаменту: графин «Рыбка», масленка «Лимон», решая предмет как малую декоративную скульптуру.

В годы войны в блокадном Ленинграде художница создавала станковые композиции, эскизы ваз на темы героического прошлого русского народа. В послевоенные годы в своих росписях обращается к более камерным темам и традиционным формам. Роспись стала лаконичней, а цвет локальней.

Творчество Щекатихиной-Потоцкой традиционно и уникально, разнообразно по тематике и выразительности цветового решения. Ее работы, вошедшие в золотой фонд декоративно-прикладного искусства России, имеют огромную коллекционную ценность во всем мире.