Энциклопедия
Шинуазри
стиль интерьера

Шинуазри или в буквальном смысле китайщина — знаменитый стиль, возникший в начале XVIII века в европейском искусстве, связанный с интересом к китайской культуре. А началось все с увлечения фарфором, которого европейцы не знали и секрет которого пытались разгадать долгие десятилетия.

Сервизы и декоративные вазы, привезенные торговцами из Китая, занимали почетное место в интерьере королевских дворцов, дарились и передавались по наследству. Китайский фарфор называли «белым золотом», его ценность была велика. Навсегда покорившим сердца европейцев, он стал примером высокого вкуса и подражания.

Стилизация мотивов росписи китайского фарфора легла в основу оформления предметов Мейсеновской мануфактуры особенно в ранний период. Интерес к китайскому изобразительному искусству, был больше созерцательным, чем глубоким и содержательным. Изучение философии, письменности, языка и древней символики китайского искусства было очень поверхностным. Стиль шинуазри великолепно вплетался в изобразительною традицию рококо, оставаясь ее главной ветвью. 

После эпохи барокко это новое стилевое направление было воспринято обществом как долгожданный отдых от пышных архитектурных форм и репрезентативных пространств. Интерьер рококо был не менее богат и разнообразен по декору, чем предыдущий парадный. Любовь европейского двора к роскоши была неистребима. Даже характерная для того периода камерность обстановки поражала изяществом отделки и эксклюзивностью исполнения. 

В моду вошли мужские кабинеты, будуары, спальни и столовые в китайском стиле. Наряду с подлинными, привезенными из Китая предметами комнаты украшали европейские картины, ковры, шпалеры, каминные экраны, выполненные в китайском стиле.

Самым модным приобретением интерьера стала китайская ширма, которая полюбилась европейцам из–за ее возможности менять пространство, а еще больше из-за ее подчеркнуто театрального эффекта. Неотъемлемой частью гостиных и чайных комнат стали невысокие шкафы со множеством полочек и секретных дверок, предназначенных для чайных церемоний. Китайская культура не только познакомила европейцев с традицией чаепития, но и внесла в изобразительное искусство много новых тем и мотивов.

Но самое главное достижение искусства Шинуазри - это изобретение французскими мебельщиками Мартен цветных лаков, похожих на китайские. Такое открытие обогатило палитру мастеров новыми красками, дало возможность усилить декоративных эффект уйти от сдержанных темных тонов. Черные, красные и золотые цвета лаковых комодов, шкафов, шкатулок, коробочек и других предметов интерьера, уступили место изящной мебели оливковых, голубых тонов, поверхность которых заполнялась декоративными панно с сюжетами из китайской истории, сцен пиров и охоты, композициями с изображением птиц, драконов, змей, собак и цветов.

Мастера создавали целые комплекты мебели, связывая предметы одним художественным мотивом. Шкафы как и раньше изготавливали из дорогих пород дерева, а вот их створки превращались в подлинные произведения искусства, которые были похожи на открытию книгу. Зритель увлекался подробным повествованием, открывая для себя мир китайской культуры, преображенный фантазией мастеров. Не углубляясь в символику восточных обрядов, художники научились передавать общее впечатление и экзотику востока.

И все же некоторые яркие символы–пожелания удалось подчеркнуть: изображение пиона сулило знатность, дерева обещало долголетие, дракона – власти, а летучих мышей – счастье. Декор мебели был разнообразен. Кроме лаков, в подражание китайскому стилю мастера использовали тонкую резьбу, инкрустацию перламутром и слоновой костью, играли на контрастах светлых и темных тонов.

Большую роль в оформление интерьера играли ткани. Китайским шелком обивали не только мебель, но и стены комнат. Это были дорогие китайские обои из расписного шелка, пропитанные особым веществом содержащем крахмал. Комнаты в китайском стиле наполнялись диковинными вещицами, среди которых особую роль играли веера, зонтики, фарфоровые вазы и панно.

Стиль шинуазри стал отдельной темой в истории европейского костюма XVIII века костюма. Появление традиции шить кимоно из китайского шелка, одеваться как гейши, стало модным явлением времени. Стиль Шинуазри захватил многие сферы искусства.

Европейская живопись обогатилась китайскими мотивами. Художник Ф. Буше и мастера его круга писали китаянок в пасторальном стиле, восточных императоров, воинов, изображение которых имело иллюзорный характер, далекий от действительности.

Прикладное искусство стало благодатной почвой для развития стиля шинуазри. Мелкая и крупная скульптурная пластика, керамика, оформление и обрамление зеркал, появление восточных фонариков и светильников, - во всем была экзотика изысканного стиля, создававшего уют и вносившего разнообразие в быт европейцев.

Ярким воплощением псевдо китайского стиля в России стал китайский дровец в Ораниенбауме, построенном по проекту А. Ринальди. В композиции архитектурного комплекса и садово-паркового ландшафта с небольшими домиками и мостиками проявились черты восточной архитектуры, и даже шутливый образ пагоды.