Энциклопедия
Шлуглейт Иегошуа Моисеевич
(1875 – ок.1914) – талантливый русский художник

Шлуглейт Иегошуа Моисеевич (1875 – ок.1914) – талантливый русский художник, живописец и график, пейзажист и автор жанровых картин на темы современной истории. И. М. Шлуглейт родился в Одессе в 1875 году, окончил Одесскую рисовальную школу с малыми серебряной и бронзовой медалями.

                                                                                                          p0rion3pajitkkkr3hq5x6n4iy7gmvo4.jpg

                                                                                                                                                    Шлуглейт И. М. "Летний пейзаж. Церковь."


Образование продолжил в Академии художеств, был одним из учеников И. Е. Репина. Годы учебы с 1895 - 1901 - период плодотворной работы, прошли в творческой атмосфере постижения основ живописного мастерства. Большую роль в формировании Шлуглейта как художника сыграл И. Е. Репин, заложивший в его творчество традиции реалистической живописи. Постоянная работа с натурой, точный рисунок, продуманность композиции, и, наконец, согласованность цветового решения – вот основа репинской методики, залог которой в постоянной работе над собой. В 1901 году И. М. Шлуглейт получил звание художника за картину «Леший», и покинул стены АХ.

После окончания учебы И. Шлуглейт много путешествовал, писал этюды  на основе своих впечатлений, участвовал в выставках Общества поощрения художников, стал членом «Общества А. И. Куинджи». После того как Иегошуа Моисеевич представил свою картину «Лунная ночь» на пятнадцатой выставке «Общества поощрения художников» у него появилось много почитателей среди петербургской публики. Еще большую известность Шлуглейту принесли картины из серии, посвященной Русскому северу. Суровая природа Северной Двины, Белого моря и уникальная архитектура Архангельска, Каргополя, Кижей и других городов вдохновляла художника на создания лирических пейзажей. И. Шлуглейт стал более популярен и в художественной среде и у именитых заказчиков. Большим значением для художника было и, то что в 1911 году одну из его картин «На дальнем Севере» приобрел Николай II для своей коллекции. Вид погоста в Кижах привлек внимание оригинальной темой и точностью изобразительного языка. Пейзаж был выполнен в традициях реалистического искусства и имел блестящее художественное решение.

В историю русского искусства И. М. Шлуглейт вошел как автор архитектурных пейзажей, отличавшихся мастерством исполнения и оригинальностью композиционных находок. Его внимание привлекала русская деревянная архитектура: сделанные без единого гвоздя церкви и погосты, рубленые избы и скульптурные композиции. Те редкие памятники зодчества, которые не сохранились или требуют сегодня большой реставрации, живут в картинах И. М. Шлуглейта, радуют глаз и служат важным материалом для историков, реставраторов и коллекционеров. Картины и рисунки И. М. Шлуглейта не многочисленны, встречаются в частных и музейных собраниях, большая часть из наследия художника была утрачена во время Великой Отечественной войны.