Энциклопедия
Васильев Федор Александрович
живописец

Васильев Федор Александрович (1850-1873) — известный художник, автор лирических живописных пейзажей. Он был одарен он природы тонким художественным чутьем и стал предвестником импрессионизма в России. Жизнь Васильева, одного из самых молодых и талантливых художников, трагически оборвалась в самый яркий период творчества. Ф. А. Васильев создал более сотни живописных картин, отличающихся высоким художественным уровнем зрелого мастера, яркой индивидуальностью и жизнелюбием.

Васильев Федор Александрович, художник

Родился Федор Васильев в Петербурге в 1850 года в семье служащего Главпочтамта, куда был определен на службу уж в двенадцатилетнем возрасте за скромное жалование. Он вынужден был помогать отцу, а после его смерти стал единственным кормильцем семьи. Федор с детства любил рисовать. Его ранний талант был отмечен, юноша поступил в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, в то же время работал помощником реставратора в Академии художеств.

Большое влияние на Васильева оказал И. И. Шишкин, с которым был его наставником. Вместе с Шишкиным Федор отправился на Валаам в творческую поездку, где писал много этюдов с натуры. Работы был настолько выразительны, что их представили на выставке в Общества поощрения художеств, где они получили высокую оценку критиков. Из этого раннего периода обращают на себя внимание работы «Возвращение стада» и «Перед дождем». Произведения отличаются свежестью палитры, цветовой насыщенностью и тонким лиризмом. Художник был очень близок к натуре и точно передал мимолетное состояние природы – момент, когда поднимается сильный ветер, преодолевая который, идет стадо, и момент затишья и умиротворения перед дождем, как на второй картине.

Городской пейзаж в творчестве Васильева раскрывается картиной «Иллюминация в Петербурге» (1869). Художнику стало интересно поэкспериментировать с ночным освещением и показать волшебство сказочного преображения города в огнях иллюмиации.


Еще одним важным событием и плодотворным периодом в жизни Васильева стало путешествие в 1870 –м году по Волге вместе с И. Е. Репиным и И. К. Макаровым. Он по-прежнему писал в поездке множество этюдов, учился у природы сочетанию красок, а у своих коллег-попутчиков- свободе выражения своих живописных идей. Картина «Вид на Волге. Барки» принесла Васильеву первую известность. Произведение отличалось мастерством исполнения и великолепной композицией. Васильев удивительно свободно пишет небо с пышными облаками. Привлекает внимание игра цветовых оттенков и ярких цветовых созвучий. Мазок здесь приобретает легкость, прозрачность и подвижность. Работы этого периода отличаются большей живописностью и эмоциональной глубиной.

Один из шедевров русской живописи второй половины XIX века – картина «Оттепель». Пред зрителем раскрывается панорамный зимний пейзаж с любимым передвижниками настроением переходного состояния. По дороге, утопая в мокром снегу, бредут путники, беседуют о чем-то, разглядывают стайку сидящих на равнине птиц. На заднем плане заснеженный домик, из трубы которого идет дымок. В картине чувствуется эмоциональная надломленность, словно накатившаяся волна переживаний художника, тонко переданных через сумрачный пейзаж.

В 1871 году Васильев все явственней чувствует симптомы прогрессирующей болезни и уезжает на лечение в Крым. Там он получает новый глоток вдохновения, свежие силы, начинает много писать и снова работает с натурой, раскрывая яркие краски юга. Он прекрасно умел передавать световоздушную среду и добивался выразительности эффектов в живописи, писал морские пейзажи, горы, и великолепно чувствовал перспективу. Он был полон творческих планов, ему очень хотелось жить. Федор Васильев умер от туберкулеза на двадцать третьем году жизни в Ялте. Творчество Ф. Васильева воспринимается как новаторство, а его необыкновенная личность для нас – неповторимое явление в русском искусстве.