Энциклопедия
Васнецов Виктор Михайлович
выдающийся русский художник

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) – всемирно известный, выдающийся русский художник, мастер национальной исторической, былинно-сказочной и религиозной живописи, архитектор.

Виктор Михайлович Васнецов, художник

В.М. Васнецов родился в Вятской губернии в 1848 году, в многодетной семье потомственного священника. Брат его, Аполлинарий (1856-1933), впоследствии также стал знаменитым художником, писавшим картины на национальные исторические темы. Первые уроки рисования юному дарованию Виктору Васнецову преподал его отец; воспитание в семье священника сыграло свою роль в формировании личности художника, в его последующем обращении к религиозным сюжетам и русскому фольклору. Еще в детстве мальчик проникся любовью к народным преданиям, былинам о богатырях, русским сказкам.

В 1862-1867 гг. Виктор учился в духовной семинарии. Там он изучал древнерусскую литературу, христианскую символику; формировалось его нравственно-религиозное воспитание; впоследствии, эти знания и истинная вера помогут ему в работе над церковью Спаса в Абрамцево, мозаиками петербургского храма Воскресения Христова, монументальной росписью киевского Владимирского собора.

Живописец, а не священник по призванию, Виктор Васнецов прерывает обучение в семинарии и уезжает в Петербург учиться живописи в АХ, где уже с 1869 г. участвует в выставках. В 1868-1875 гг., во время учебы в академии, он сближается с И. Репиным, А. Куинджи, В. Поленовым, В. Суриковым и др. За свои рисунки в академии Виктор получает серебряные медали.

1874 г. отмечен двумя важными событиями в жизни художника: впервые он участвует в экспозиции передвижников своей картиной «Чаепитие в трактире», а также ему присуждена бронзовая медаль на лондонской Всемирной выставке. Окончив академию, Васнецов, как многие художники того времени, уезжает в Париж (1876-1877 гг.); в Париже он пишет и выставляет на Салоне картину «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)», представляющую собой жанровую сцену. Затем Виктор Михайлович переезжает в Москву, где становится завсегдатаем у Павла Третьякова и Саввы Мамонтова; тогда начинается новый творческий этап для Васнецова.

В 70-е годы Виктор Михайлович проявляет себя как знаток «типов» и тонкий психолог, пишет, в основном, иллюстрации и жанровые картины. Уже тогда он выполнял литографии к изданиям сказок, помогшие ему овладеть сказочной живописью. Его реалистические паяцы перед цирком, иллюстрации к изданию «Пчела» и т.д. были приняты публикой восторженно; тем большее восхищение вызывает смелость и новаторство Васнецова, не побоявшегося обратиться совсем к другим сюжетам.


Васнецов вдохнул в традиционный исторический жанр эпос русской народной сказки, стал основоположником национального «русского стиля» на волне зарождающегося в Европе модернизма; из русского фольклора он черпал вдохновение для больших эпических  полотен, наполненных яркими, возвышенными образами. Это знаменитые, прославленные на весь мир картины «былинно-богатырской тематики»: "Витязь на распутье" (1878), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), "Три богатыря" (1898), взбудоражившие петербургскую публику, это и трогательная "Аленушка" (1881), которую сам мастер называл одним из своих самых любимых полотен, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897), «Снегурочка» 1899 года к пьесе А.Н. Островского. Это и «поэма семи сказок» – семь полотен, написанные в 1918-1926 гг.: "Царевна-Лягушка", "Ковер-Самолет, "Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем" и другие. Многие из этих работ созданы в доме на 3-м Троицком пер.; дом этот с бревенчатыми стенами и мебелью в древнерусском стиле воплощает глубокую любовь художника к народным традициям.

Васнецов был также мастером религиозной монументальной живописи. Окончив духовную семинарию, он прекрасно разбирался в христианской символике;  его религиозные картины проникнуты настоящим трепетным чувством. Одним из самых главных его проектов стала роспись Владимирского собора в Киеве, которую он начал в 1885 году и над которой трудился до 1896 года. Масштаб работы был грандиозный: стенопись охватывала более 2000 кв. м. В этой работе проявилось все его знание традиций древнерусского зодчества, религиозной русской истории, канонов русской православной церкви и весь художественный опыт. Было сделано более 400 эскизов; отбрасывались все, которых Васнецов посчитал «недостаточно церковными». Стенопись Владимирского собора производит цельное художественное впечатление, сливаясь в единое декоративное целое. Особенно прекрасна апсида алтаря, где Васнецов изобразил Богородицу с Младенцем на руках в золотом свете, ступающую по тонким синим облакам и окруженную длиннокрылыми ангелами. В образе Богородицы Васнецов как бы воплотил идеальный женский портрет: она одухотворена, добра и человечна, и является символом материнской любви.

Значение Васнецова для национальной русской живописи огромно; его произведения хранятся во многих музейных коллекциях по всей России, в том числе, в Русском музее Санкт-Петербурга и Третьяковской галерее Москвы. Восемь его работ (среди которых «Вещий Олег», 1899) были проданы с аукцона Sotheby’s  и ныне находятся в частных коллекциях.