Энциклопедия
Врадий Валерий Николаевич
советский художник

Врадий Валерий Николаевич – талантливый художник, живописец, тонкий колорист, романтик. В. Врадий – автор портретов, натюрмортов, пейзажей, занимательных сюжетов, выполненных в неповторимой авторской манере. Художник далек от академического восприятия живописи: Валерий Николаевич пишет философски проницательно, так, как чувствует и воспринимает натуру, создавая свое творческое духовное пространство. Краски, так притягивающие нас к его работам, для художника лишь инструмент. Именно в этом неразгаданный секрет гения, живопись которого преображает пространство, живопись, которая завораживает и никого не оставляет равнодушным.

Врадий Валерий Николаевич, художник

В. Врадий родился в Новороссийске во время войны в 1942 году под вой бомбежек. Сейчас мы воспринимаем это как знак судьбы, как важное знамение. И лишь анализируя жизнь и творчество художника, понимаем, что он пережил много потрясений. Детство и юность Врадия прошли во Львове, где он учился в техникуме железнодорожного транспорта, активно занимался спортом, работал машинистом тепловозов. Его талант художника дремал до 23 лет. Проявился неожиданно лишь тогда, когда он нарисовал портрет для своей девушки. Работа была настолько вдохновенно и легко написана, что Валерий решил стать художником. Знаменательной стала его встреча с М. И. Ершовым, украинским народным художником, который рекомендовал одаренному юноше поступить во Львовский институт прикладного искусства.

В 1967 году после окончания вуза Врадий поехал в Москву. В столице он попал в волнующую атмосферу 1960-ходов, с неформальными объединениями художников, участников «бульдозерных выставок», с интересными литературными вечерами, с незабываемым колоритом авторских песен Булата Окуджавы и Юрия Визбора. Позднее он познакомится и станет другом Булата Окуджавы, писателя Валентина Катаева, Юнны Мориц и поэтессы Ларисы Васильевой. В Москве В. Врадий безуспешно пытался поступить в художественный институт им. Сурикова, был отчислен из Строганского художественного промышленного института. Однако его талант не остался незамеченным, его оценил профессор Полиграфического института, художник А.Д. Гончаров, и взял Валерия в свою мастерскую, которую вёл вместе с К.М.Максимовым. Врадий был увлечён искусством и много работал над собой. Он всегда, а в юности особенно был требователен к себе, по нескольку раз переделывал работу, чтобы добиться долгожданного результата. За этот почти неуловимый для исследователей творчества Врадия отрезок времени, но необычайно плодотворный для него период ученичества, он стал художником со своей оригинальной живописной манерой. Сам же Валерий Николаевич почувствовал себя настоящим живописцем после поездки в Париж, которая состоялась уже в 1983 году.

Он был бесконечно очарован искусством импрессионистов, чувствовал непостижимую связь поколений и понимал всю выразительную ясность художественного темперамента прославленных мастеров. В. Врадий ходил по музеям и галереям, смотрел, изучал, анализировал, дышал творческим воздухом Парижа, делал зарисовки. Он посетил дом Ренуаров и там впервые начал рисовать пастелью. В этом сказался его смелый творческий напор, который позволил ему сделать столь решительный шаг, как прийти по приглашению в знаменитый дом Ренуаров, вынуть альбом и начать рисовать. Удивительным было и то, что владельцы дома, наследники знаменитой фамилии, подружились с Валерием Николаевичем и приняли от него в подарок один из созданных им портретов – «Портрет Софи Ренуар».

В. Врадий – замечательный портретист, он тонко передает настроение модели, используя выразительность композиции и динамику цвета. Краски играют, вспыхивают на его холстах, разливаются радужной феерией. Образы и предметы словно тают в мерцающей дымке живой трепетной фактуры. Но не теряют ясных очертаний своих контуров и ясности форм. Его портреты – это загадки, его сюжетные зарисовки полны юмора и выдумки. Он изображает современников, пишет с натуры, а порой может увлечься фантазией и перенести нас в прошлое. Он с легкостью погружает нас атмосферу начала ХХ века, умеет поймать наше романтическое настроение и представить нам исторических персонажей, прогуливающихся по набережной Сены, катающихся на велосипедах парижан (графическая серия Париж 1900 г.) Творчество художника многогранно и очень востребовано сегодня, представлено в музеях России и частных собраниях по всему миру.